ДВЕ РАБЫНИ ЦАРЯ БАНТУ
На заре культурной
истории Евразии, в охотничьих: коллективах кроманьонцев, живших в эпоху верхнего
палеолита, 25—10 тысяч лет назад, интенсивно шло осмысление природного мира,
становление социальных институтов. Появились и первые жрецы. Они были отправителями
архаических культов, связанных с почитанием Природы, хранили секреты охотничьей
магии, тотемного поклонения. Действия таких жрецов представлялись первобытному
мифологизированному сознанию необходимым звеном в полной опасностей жизни
охотников па северного оленя, мамонта, бизона. Подобно позднейшим сибирским
шаманам, такие жрецы имели помощников. Об этом свидетельствуют факты
археологии.
Одно из наиболее ранних
погребений древнего мужчины-жреца и сопровождающих его в мир иной люден
обнаружено еще в конце прошлого века в Приморских Альпах, на территории
известной своими выдающимися находками палеолитических погребений общины Гримальди.
В этом погребении, названном по месту находки Барма Гранде, находились костяки
мужчины с культовым инвентарем, а также пятнадцатилетнего юноши и очень молодой
женщины. Вместе с костяками мужчины и юноши найдены предметы в виде «двойной
оливы», очевидно связанные с культом плодородия. Погребенная женщина со скудным
инвентарем и украшениями занимала явно подчиненное положение.
Тройное погребение
Кубенина открыто в Каргаполье, на севере европейской части нашей страны. Оно
датируется рубежом мезолита — раннего неолита (V — начало IV тысячелетия до
пашей эры). Мужчина, женщина и юноша (возможно, тоже женщина) с расколотыми
еще в древности черепами погребены ничком. Длина костяка мужчины, вероятно
жреца,— 1,93 м.
Можно представить, как поражал соплеменников этот гигант. Пояс его составлял
набор из костей п зубов диких животных. С этим же захоронением были связаны
антропоморфная фигурка типа эмбриона аморфных очертаний, шейные подвески в
виде головки лебедя и копыта животного, а также обильный охотничий инвентарь
из кремневых орудий. Сопровождающие жреца костяки малы, их длина всего 1,5 м. Женщину погребли с
прекрасным культовым инвентарем из антропозооморфных скульптурок со звериными
копытцами. Юноша был положен без инвентаря и ориентирован головой в
противоположную, относительно двух главных погребенных, сторону.
Не менее выразительно
еще одно древнейшее тройное погребение людей культового статуса. Оно обнаружено
в известном Оленеостровском могильнике на Онежском озере и также относится к
рубежу мезолита - раннего неолита. В нем были похоронены мужчина с жезлом из
рига оленя, увенчанным скульптурной в виде головы лося, со многими украшениями
из зубов и костей диких животных и сланцевыми ножами, а также две женщины. Одна
погребена с культовым набором инвентаря: костяными подвесками и фигуркой
змеи. Вторая женщина занимала явно подчиненное положение, не имела культовых
предметов и очевидно, была поражена костяным наконечником стрелы. Главная
«святыня» этого комплекса — жезл — был, вероятно, навершием культового посоха
жреца.
Женщины-колдуньи,
«чертовки», «лесные бабы», ведьмы во многих мифологиях мира горят в огне,
оставляя после себя людям... комаров. «У охотника было две жены: одна нганасанская
женщина, другая — сигэ... <...> Охотник-нганасан диких [оленей] добывал,
сигэ-девка все сразу съедала... Гусиные яйца нашел, в чум пришел, дечил их, дал
женщинам по паю. Огонь просто на земле горел — топили тальник в тундре. Огонь
горел большой... Муи; говорит: ,,Возьми гуся яйца!". Сигэ, услышав,
протянула руки через огонь, он ее в огонь и затащил! Попала в огонь и сгорела,
говоря: „После меня тебя что-нибудь мучить будет!". Оттого имя комаров
по-нганасански — сигэ нгилядиэ — „искры сигэ"».
Древнейшие образы тотемного
характера, завуалированные сказочной фантастикой, чрезвычайно широко
распространены в фольклоре. «По обычаю своего племени Комо Кулыпан, очень
высокий и красивый юноша, взял в жены двух девушек: одну из них звали Чистое
Небо, другую — Белокурая Девушка...» — узнаем из индейской сказки «Кулыпан и
его жены». Известно также, что Комо Кулыпан (Белая Сверкающая гора или Великий
Белый Страж) — это индейское наименование горы Бейкер. В сказке говорится о
создании горного рельефа и небесных светил. О культурном герое Кульшане, повелителе
зверей, творце рек, которому помогают и две его жены (в истоках — типичные
героини тотемных времен). В древнем, мифическом, варианте этой сказки мотив соперничества
женщин, вероятно, отсутствовал и все мифическое трио действовало согласованно.
Другие примеры показывают, что поздний мотив соперничества двух жен заменялся
мотивом соперничества их обеих с мужем.
|