Архаические образы
мировой мифологии дают возможность проследить любопытные закономерности их
развития из древнейших, тотемных, зоо- или орнитоморфных в
антропоморфизированные. Такая эволюция произошла в образах двух жен культурных
героев, тотемов и демиургов. Изначально мыслились две жены зооморфной или
орнитоморфной природы, имеющие, как правило, тотемный характер. Со временем
одна из жен принимает антропоморфный облик, а вторая — сохраняет архаичный. На
заключительном этапе развития мифологического образа обе жены антропоморфны.
Подобная тенденция согласуется с магистральной линией трансформации мифологических
персонажей в героев фольклора, эпоса, сказки.
Тройные погребения с
захоронением мужчины-доминанта, жреца или вождя, продолжают встречаться и в более
поздние эпохи развития культур первобытности: в энеолите, бронзовом и даже
железном веках. Так, в Южной Сибири, в долине реки Абакан, было обнаружено
погребение мужчины-доминанта в сопровождении жены с ребенком и помещенной в
уничижительной позе у них в ногах рабыни. Погребение находится в центре четырехугольной
булыжной ограды могильника Тас-хазаа. Мужчина, очевидно, совмещал функции
вождя коллектива и жреца: при нем были бронзовый топорик, маленькая булава —
символ власти, а также культовая вазочка-курильница и производственный инвентарь.
При женщине-жене находились зернотерка, сосуды. Женщину-рабыню сопровождали
предметы, связанные с ее хозяйственной деятельностью: пест, сосудик
оригинальной формы. Любопытно, что именно вторая женщина оказалась соплеменницей
вождя: их антропологические признаки совпадают. Напротив, женщина-жена по
антропологическим признакам принадлежала к народу древней культуры, который
принес в Южную Сибирь навыки скотоводства и был близок к племенам эпохи
энеолита степей Северного Причерноморья.
Еще один тройной
комплекс обнаружен в могильнике Курота (Горный Алтай). Здесь были погребены
двое мужчин и женщина; один из мужчин, очевидно патриархальный раб,
ориентирован в противоположную, относительно основной пары, сторону. Среди
инвентаря захоронения находился культовый предмет — вазочка-курильница.
Возможно, и в этом погребальном комплексе был захоронен вождь-жрец.
Широко известны тройные
погребения вождей-жрецов из могильников эпохи энеолита Кавказа. Особо примечателен
Майкопский курган. Погребения в нем совершены в камере, разделенной на три
отсека: в южном — мужчина-доминант, вождь и жрец; в восточном и западном соответственно
положены жена и рабыня. Мужчина был обильно засыпан красной охрой, цвет
которой символизировал огонь или кровь, основу жизни. Его сопровождали исключительно
обильный инвентарь и украшения, в том числе пара серебряных сосудов, выполненных
в древневосточном стиле, с гравированным ландшафтом Кавказских гор и
процессией животных. Женщина-жена из восточного отсека была богато украшена, а
в ее инвентарь входило пять медных сосудов. Женщину-рабыню из западного отсека
отличала бедность украшений. Ее сопровождал всего лишь один, да и то глиняный
сосуд. Это погребение, совершенное в III тысячелетии до нашей эры, в эпоху
интенсивных процессов социальной стратификации, которая иногда проявлялась уже
как начальная социальная дифференциация. Об этом свидетельствуют богатство и
разнообразие инвентаря, сопровождавшего умершего вождя и, очевидно,
умерщвленных в связи с его кончиной женщин.
Аналогична по значимости
и гробница в Нальчике, сильно потревоженная в древности. В ней также были
погребены мужчина-вождь и две женщины (или женщина и юноша). Обращают на себя
внимание стоявшие в ряд крупные антропоморфные стелы, они же конструктивные
части гробницы. Не исключено, что их наличие указывает на культовый характер
мужского захоронения.
Обрядово-ритуальные
особенности тройных погребений Кавказа отражают социальную практику, характерную
и для некоторых племенных образований этнографической современности, допустим
Африки. Совмещение в руках лидера коллектива светской и культовой власти
типично для целого ряда африканских этносов. Так, у скотоводов и земледельцев
машона (племена банту) вожди областей выступали и как жрецы, отправляющие культ
предков. То же наблюдается у скотоводов ангони (государство Мали): они погребали
своих вождей-жрецов на священной территории в центре деревни, где находился загон
для скота, основного богатства племени. Вожди-жрецы существовали и у знакомого
с работорговлей народа яо (побережье Индийского океана), для которого
характерны архаичные социально-идеологические институты. У мандингов
(государство Мали) глава патриархальной семьи исполнял и функции жреца.
Аналогичное явление отмечено и в эпическом фольклоре Африки, в частности в
легендах народа суахили о Лнонго Фумо. Социальный подтекст этих легенд отражает
мысль о необходимости передачи высшей власти вождя-жреца в другую, более
младшую возрастную группу. Эта передача власти осуществлялась в результате
ритуального убийства правящего вождя-жреца.
Особое внимание в связи
с изучением тройных разнополых захоронений привлекает описание обрядово-ритуальных
детален похорон вождя племени балуба (племена банту из бассейна реки Конго).
Кроме многих рабов, которых насильственно погребали в некотором отдалении, в
центральной могиле хоронили вождя и двух рабынь. Их одевали в пышные одежды,
украшали и убивали после того, как труп господина был положен меж/.у ними в
могилу. Тройные погребения с патриархальными рабами и рабынями обнаружены в
могильниках эпохи бронзы и на территории нашей страны. Привлекает внимание
тройной комплекс у села Подострожного на Ангаре. Здесь в общей могильной яме
были погребены мужчина-доминант и две девушки. Выразителен и тройной комплекс
могильника Черновая: мужчина-доминант с женой и ребенком похоронены в каменном
ящике, раб — в грунтовой яме неправильных очертаний. В этом же могильнике,
оставленном племенами скотоводов эпохи ранней бронзы, почти в каждой из
крупных четырехугольных оград с захоронениями членов общинного коллектива есть
одно тройное погребение. В них захоронены мужчина, обычно пожилой, две женщины,
иногда разного возраста, а также дети. Это могилы патриархов и их жен. Они
подхоранивались к мужу после естественной смерти, а рабыни умерщвлялись насильственно.
|