В могильнике древних
скотоводов Приаралья Кокче, относящемся к бронзовому веку (II тысячелетие до
нашей эры), из ста с лишним погребений тройным оказалось только одно. В могиле
№ 124 был погребен мужчина-доминант, к которому через какое-то время подхоронили
последовательно двух женщин. Поза, приданная умершим женщинам, бедность
украшений свидетельствуют о низком социальном положении этих женщин, очевидно
рабынь.
Особенно много тройных
комплексов в могильниках начала II тысячелетия до нашей эры, оставленных племенами
так называемой катакомбной культуры в степях Украины и Нижнего Поволжья. Судя
по могилам с оригинальным длинным входом — катакомбам, эти племена вели
постоянный обмен женщинами и рабами-военнопленными, что типично для патриархальной
стадии рабства. Такие рабы обычно сопровождали мужчину с женой в «мир
мертвых». В погребении их клали в ногах основной пары. Подобные захоронения
найдены в могильниках на Северском Донце («Шуркино поле»), в Приазовье, на реке
Молочной («Троицкое поле»), на Херсонщине у сел Шевченко и Новочерноморье и в
других причерноморских курганах.
Картину социальной и
семейной структуры общества носителей катакомбной культуры ярко раскрывает тройной
комплекс в Калмыкии. В могиле из могильника Архара между двумя женщинами был
погребен мужчина-доминант. С одной стороны на плече мужчины лежала голова
одной из женщин, с другой — ничком, грудью поверх его правой руки — более молодая
женщина. У первой женщины па пальце руки сохранилось костяное кольцо, у второй
— украшений не было.
Этот погребальный
комплекс можно сравнить с комплексом приаральского могильника Кокча. В степях
Калмыкии, как и в степях Приаралья, существовал жесткий погребальный ритуал,
согласно которому господина в иной мир сопровождали рабыни.
Мифология катакомбных племен неизвестна. Если и существовала письменность,
то она была рисуночной, пиктографической. В изобразительном искусстве эти
племена предпочитали использовать геометрические мотивы. Можно только
предполагать, сколько динамичных сюжетов содержали навсегда исчезнувшие мифы и
сказания этих беспокойных воинов-пастухов...
|