МАТЬ ДНЕЙ И НОЧЕЙ
Женщина... Ее
поэтический образ возник у истоков культуры человечества. Колыбельная песнь
матери рождала героев, славных трудом первооткрывателей, защитников отчей
земли... Многоликие женские образы известны в мифологии и навеянном ею
изобразительном искусстве верхнего палеолита: пластике, графике, живописи многотысячелетней
давности. Они нашли отражение и в мистической символике искусства Древнего
Египта, и в холодной красоте античной классики. Красочная раскованность
культуры европейского Возрождения, провозгласившего идеал Женщины, матери и
мыслительницы, сохранила вечных Мадонн с лицами италийских крестьянок и
аристократок. Русские иконописные школы завещали отечественному искусству
исконные славянские традиции задушевности и тонкой лиричности женских
образов. История цивилизации не могла пройти мимо этого всегда немного
таинственного образа, воплотившего Красоту и Надежду нашего беспокойного мира.
Все возрождающаяся цепь человеческих поколений неизменно помещала образ Женщины
на гребень волн океана мировой культуры.
Попытаемся проследить
древнейшие истоки женских образов сибирских мифологий, их мировые аналоги и
археологические параллели. Образ Женщины сибирских мифологических систем
впечатляет конкретностью реалистичных в своей глубинной основе характеристик.
Он был близок и понятен людям традиционных культур. Образ женщины фигурирует во
всех мифофольклорных жанрах богатейшей сокровищницы сибирских мифологий. Он составляет структурно стройную систему, продолжающую плодотворный
процесс поэтической эволюции и в наши дин. Женщины — героини как мифов, так и
эпических поэм. Они выступали монументальными Матерями Природы, великими
демиургами-космогонамн, лукавыми хозяйками животного и растительного миров,
эпическими богатыршами-амазонками, а также легендарными невестами
героев-богатырей. Носителям традиционной, тем более первобытной, культуры все
они представлялись реально существующими феноменами окружающей действительности.
Каков же наиболее
архаичный пласт в мифологиях разноликих аборигенных культур Сибири? Можно выделить
особый комплекс представлений о Матерях Природы, с наибольшей отчетливостью
сохранившийся в мифах охотников на
дикого северного оленя
тундровой зоны Евразии. Земля-Мать
— Моу-Нямы — в представлениях нганасан была живым существом, некогда родившим
и продолжающим рождать все живое, то же ею осуществлялось через других Матерей
Природы. В архаических мифах она отождествлялась с гигантской Оленихой.
Поскольку дикий северный олень был главным объектом охоты и давал основные
жизненные блага аборигенам Заполярья, не удивительно, что именно его образ
увязывался мифологизированным сознанием
древнего человека с основной природной субстанцией — Землей.
Примечательно, что представление
о внешнем облике этого ведущего мифологического персонажа
было однообразным во всей циркумполярной зоне. Вот одно из описаний
Земли-Матери, зафиксированное в наши дни со слов восьмидесятилетнего нганасана,
предки которого некогда принадлежали к роду Ленанчер. «Моу-Нямы — Земля-Мать
шкуру держит. Как Коу-Нямы — Солнце-Мать весной близко
подойдет, линяет шкура. Уходит снег,
тепло его гонит. Старый мех на теле Моу-Нямы — старый мох, трава вылезает, а
новый мех растет». В этом мифе природно-календарные циклы представлены через прямые аналогии с
жизнью животного и растительного мира тундры, которая издревле в мельчайших деталях
наблюдалась ее обитателями.
В более поздних
мифологических представлениях Земля-Мать приняла антропоморфный облик: «Она —
Старуха, одета в мох, лес — ее волосы...» Однако и в образе огромной Оленихи
(реже Лосихи лесотундровой зоны) и в образе Старухи Земля-Мать мыслилась как
родительница всех людей. Из нганасанского мифа о первых людях узнаем: «Из яра
над рекой два комка земли обвалились. .Эти комки людьми стали. Один вверх по
реке пошел... Здесь человек шестовой чум сделал, лук сделал. С луком он диких
оленей ожидал... Люди не с неба упали, а Моу-Нямы их родила из яра». Это
древнейшее представление о непосредственном рождении людей Землей.
В мифе о мироздании
сказано: «Давно, когда Земля рождалась, она чистой была. Людей не было. Травы
на Земле не было. Земля была один сольный лед... Вести есть: где-то есть
Женщина. Все живое там у нее есть. Эта Женщина всему имеющему глаза, и
ползающим червям, и летающим птицам — Мать. Все люди на Земле от Моу-Нямы
рождены. Всем Земля кормит людей». Это — более позднее мифологическое
представление, в котором образ Женщины-Матери несколько обособлен от образа
самой Земли.
Постоянно наблюдаемые
возрастные изменения живых существ, приводили людей к мысли о том, что в начале
мироздания Земля была маленькой, а затем она стала понемногу расти. О давно
прошедшем говорили: «Земля еще только становилась». О будущих же событиях оптимистично
восклицали: «Вперед, вперед, когда Земля будет большой, когда ребят будет много
рождаться!».
Именно с образом
Земли-Матери у народов тундры связывалось понимание сущности живых существ.
Так, у нганасан все живое обозначалось как дямада —«имеющие горло»— либо
сеймиде —«имеющие глаза». «Сейме», «глаза», у нганасан называется любой
эмбрион, зародыш будущей жизни. Глаза же родила именно Земля-Мать.
Восьмидесятилетняя нганасанка так объясняла этнографу процесс
зарождения жизни: «Моу-Нямы — Земля-Мать много глаз в себе
носит. Как баба ли, олень ли, собака ли пустая будет — им в брюхо кладет.
Песцам кладет, волкам, оленям, бабам всем, рыбам, гусям имеющим горло, дямада
— всем кладет...».
|