Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 30.12.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мать дней и ночей - 1
МАТЬ ДНЕЙ И НОЧЕЙ
Женщина... Ее поэтический образ возник у исто­ков культуры человечества. Колыбельная песнь матери рождала героев, славных трудом первооткрывателей, защитников отчей земли... Многоликие женские образы известны в мифологии и навеянном ею изобразительном искусстве верхнего палеолита: пластике, графике, жи­вописи многотысячелетней давности. Они нашли отра­жение и в мистической символике искусства Древнего Египта, и в холодной красоте античной классики. Кра­сочная раскованность культуры европейского Возрож­дения, провозгласившего идеал Женщины, матери и мыслительницы, сохранила вечных Мадонн с лицами ита­лийских крестьянок и аристократок. Русские иконопис­ные школы завещали отечественному искусству искон­ные славянские традиции задушевности и тонкой лирич­ности женских образов. История цивилизации не могла пройти мимо этого всегда немного таинственного образа, воплотившего Красоту и Надежду нашего беспокойно­го мира. Все возрождающаяся цепь человеческих поко­лений неизменно помещала образ Женщины на гребень волн океана мировой культуры.
Попытаемся проследить древнейшие истоки женских образов сибирских мифологий, их мировые аналоги и археологические параллели. Образ Женщины сибирских мифологических систем впечатляет конкретностью реа­листичных в своей глубинной основе характеристик. Он был близок и понятен людям традиционных культур. Образ женщины фигурирует во всех мифофольклорных жанрах богатейшей сокровищницы сибирских мифологий. Он составляет структурно стройную систему, про­должающую плодотворный процесс поэтической эволю­ции и в наши дин. Женщины — героини как мифов, так и эпических поэм. Они выступали монументальными Ма­терями Природы, великими демиургами-космогонамн, лукавыми хозяйками животного и растительного миров, эпическими богатыршами-амазонками, а также леген­дарными невестами героев-богатырей. Носителям тра­диционной, тем более первобытной, культуры все они представлялись реально существующими феноменами окружающей действительности.
Каков же наиболее архаичный пласт в мифологиях разноликих аборигенных культур Сибири? Можно вы­делить особый комплекс представлений о Матерях При­роды, с наибольшей отчетливостью сохранившийся в ми­фах охотников  на дикого  северного  оленя  тундровой зоны Евразии.  Земля-Мать — Моу-Нямы — в представ­лениях нганасан была живым существом, некогда родив­шим и продолжающим рождать все живое, то же ею осу­ществлялось через других Матерей Природы. В архаи­ческих мифах она отождествлялась с гигантской Оленихой. Поскольку дикий северный олень был главным объ­ектом охоты и давал основные жизненные блага абори­генам Заполярья, не удивительно, что именно его образ увязывался  мифологизированным    сознанием   древнего человека с основной природной субстанцией — Землей. Примечательно,  что  представление  о  внешнем  облике этого ведущего мифологического персонажа было одно­образным во всей циркумполярной зоне. Вот одно из опи­саний Земли-Матери, зафиксированное в наши дни со слов  восьмидесятилетнего  нганасана,  предки которого некогда принадлежали к роду Ленанчер. «Моу-Нямы — Земля-Мать шкуру держит.  Как  Коу-Нямы — Солнце-Мать весной близко подойдет, линяет шкура.  Уходит снег, тепло его гонит. Старый мех на теле Моу-Нямы — старый мох, трава вылезает, а новый мех растет». В этом мифе природно-календарные  циклы представлены через прямые аналогии с жизнью животного и растительного мира тундры, которая издревле в мельчайших деталях наблюдалась ее обитателями.
В более поздних мифологических представлениях Земля-Мать приняла антропоморфный облик: «Она — Старуха, одета в мох, лес — ее волосы...» Однако и в обра­зе огромной Оленихи (реже Лосихи лесотундровой зоны) и в образе Старухи Земля-Мать мыслилась как родительни­ца всех людей. Из нганасанского мифа о первых людях узнаем: «Из яра над рекой два комка земли обвалились. .Эти комки людьми стали. Один вверх по реке пошел... Здесь человек шестовой чум сделал, лук сделал. С луком он диких оленей ожидал... Люди не с неба упали, а Моу-Нямы их родила из яра». Это древнейшее представление о непосредственном рождении людей Землей.
В мифе о мироздании сказано: «Давно, когда Земля рождалась, она чистой была. Людей не было. Травы на Земле не было. Земля была один сольный лед... Вести есть: где-то есть Женщина. Все живое там у нее есть. Эта Женщина всему имеющему глаза, и ползающим червям, и летающим птицам — Мать. Все люди на Земле от Моу-Нямы рождены. Всем Земля кормит людей». Это — более позднее мифологическое представление, в котором образ Женщины-Матери несколько обособлен от образа самой Земли.
Постоянно наблюдаемые возрастные изменения жи­вых существ, приводили людей к мысли о том, что в на­чале мироздания Земля была маленькой, а затем она ста­ла понемногу расти. О давно прошедшем говорили: «Зем­ля еще только становилась». О будущих же событиях оп­тимистично восклицали: «Вперед, вперед, когда Земля будет большой, когда ребят будет много рождаться!».
Именно с образом Земли-Матери у народов тундры связывалось понимание сущности живых существ. Так, у нганасан все живое обозначалось как дямада —«имеющие горло»— либо сеймиде —«имеющие глаза». «Сейме», «глаза», у нганасан называется любой эмбрион, зародыш будущей жизни. Глаза же родила именно Земля-Мать. Восьмидесятилетняя нганасанка так объясняла этногра­фу  процесс   зарождения   жизни:   «Моу-Нямы — Земля-Мать много глаз в себе носит. Как баба ли, олень ли, со­бака ли пустая будет — им в брюхо кладет. Песцам кла­дет, волкам, оленям, бабам всем, рыбам, гусям имеющим горло, дямада — всем кладет...».
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2090 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>