Не мистический порыв, не
схоластическое любование потусторонними силами Природы или религиозный экстаз
обусловили возникновение мифологии как архаической мировоззренческой системы
первобытности. Основой были вполне реальные, насущные потребности людей
древних эпох. Следовательно, факторы экономического порядка вызывали к жизни
мифотворчество, а затем и религиозные системы. Они же на определенной фазе
эволюции создали социальные и идеологические условия возникновения
мифофольклорного поэтического комплекса.
Луна-Мать — Кичеда-Нямы,
подобно Земле и Солнцу, относится к космогоническим, мифологическим по
характеру персонажам. Однако она, по воззрениям нганасан, не принимает участия
в создании Мира, то есть не считается творцом-демиургом. После появления людей
Луна-Мать стала отмерять сроки рождения детей, что, заметим, связано с вполне
реальной подосновой, весьма примечательной с точки зрения продолжительности
беременности,— длительностью лунных циклов. Луна-Мать — главная покровительница
женщин, а потому она уважительно именуется Старшей Сестрой Матери (Земли).
Более ранняя функция Луны, по представлениям нганасан, заключалась в «держании
нитей жизни». Эти мифические нити якобы тянулись к нескольким народам: самим
нганасанам (ня), русским (леса), ненцам (юрака), тундровым энцам (сомату),
чукчам (сюпся). «Живые глаза без этой нити не родятся!», «Теленок даже у оленей
без Луны не родится!»— говорили нганасаны, объединяя процесс воспроизводства
как представителей животного мира, так и людей.
Диски и полумесяцы из
белого и зеленого нефрита, которые в изобилии находят археологи в погребениях глазковской
культуры Прибайкалья конца II тысячелетия до нашей эры, представляют собой,
вероятно, изображения Луны. Археологические памятники позволяют установить
время почитания этого древнего мифологического персонажа, истоки возникновения
которого теряются в глубинах тысячелетий.
В архаическом пантеоне
Матерей Природы нганасан Вода-Мать — Быдэ-Нямы — занимала значительное место.
В числе других важнейших «рождающих начал», таких как Огонь-Мать и Дерево-Мать,
она мыслилась производной от Земли: реки — вены Земли, по ним течет ее кровь;
в воде — рыба, выпущенная туда Землей-Матерью и ставшая желанной пищей для
обитателей Арктики. Вместе с тем Воде-Матери придавали настолько большое
значение, что ее наравне с Землей и Солнцем называли «сама себе хозяйка». К
Быдэ-Нямы обращались преимущественно при поколке оленей: ее просили задержать
плывущих животных, помочь добыть их копьем или луком. Связь культа Воды-Матери
с добычей дикого северного оленя позволяет отнести возникновение этого образа
к древнейшей эпохе истории народов Севера, когда формировалась культура пеших
охотников каменного века. В те далекие времена считалось также, что Вола-Мать
помогает при ловле рыбы. Земля-Мать, как уже говорилось, родила «глаза рыб» и
вложила их в «тело» Воды-Матери. Поэтому Землю просили родить «побольше рыбы»,
а Воду — поспособствовать ее ловле.
Вода-Мать — Быдэ-Нямы —
в антропоморфном облике представлялась живущей далеко на Севере, «за морем».
«Там она восседает на возвышенности. Когда Быдэ-Нямы хлопает в ладоши — идет
дождь, когда потряхивает головой — идет снег, а от ее дыхания возникает туман.
Гагара — ее сестра...» Такое родство понятно, в воззрениях нганасан именно
Гагара, а также Утка непосредственно участвовали в освобождении суши от бескрайней
воды — Мирового Первоначального Океана. «Давно Земля была, Вода ее закрыла,—
говорится в древнем космогоническом мифе.— Реки, озера были. Нгангодя Утка
есть, товарищ Гагары Ноаны. Утка и гагара по воде ходят, не знают, где сесть.
Земли нет. Утка говорит Гагаре: „Гагара, Землю ищи под Водой, найди и принеси.
Может, Вода кончится, Земля будет. Может, когда-нибудь впереди — человек
будет». В другом нганасанском мифе сказано: «Утка вниз пошла и земли принесла.
Утка черная и земля черная... сухо стало. Утка принесла мох, пустила его посреди
воды — и так Земля стала».
По воззрениям древних,
осень наступает тогда, когда Быдэ-Нямы закрывается одеялом (льдом) и ложится
спать на всю зиму. «Когда она закроется с головой — лед замерзнет, реки
встанут». Весной, когда вода стремится вниз по реке, нганасане говорят, что
«Вода пошла к своей Матери в море». О Воде и с Водой-Матерью говорили как с
живым существом. Иногда Вода-Мать «ела» людей, брала свою «долю» благ Природы.
Поэтому, согласно широко распространенным в традиционных культурах
представлениям, спасение погибающих в воде не одобрялось. Если же человека
спасали, то за его жизнь, возвращенную Матерью Природы, Воде полагалось отдать
«пай» в виде собаки или домашнего оленя (дикий олень, как «сын Земли», не мог
быть жертвой). Нганасаны полагали, что Вода-Мать брала себе не только утонувшего,
но и замерзшего человека. Его «делили» между собой сразу три Матери Природы —
Вода, Пурга и зловещая Мать Подземного Льда — Сырада-Нямы.
|