Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 27.11.2024, 12:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мать дней и ночей - 5
Мифологическое наименование Земли у кетов — Бангам или Бангамам (Мать или Бабушка) — дает пред­ставление о первоначальной роли этого образа. Земля-Мать мыслилась кетам» причиной жизни и смерти и как главная продуцирующая сила имела особых служите­лей культа, первобытных знахарей, провидцев и жре­цов — бангос. Помощниками бангос выступали Крот, Летучая Мышь и мифические «земляные люди» — бангодеыг. Главным покровителем культа Земли-Матери был ее сын Бангдэхып. Различных лесных обита­телей также называли «земляные звери», чем подчерки­валась их органичная связь с Землей. Она считалась, очевидно, их родительницей. Земля рождала и «земля­ных людей» — народ древних мифических времен, эпо­хи деяний тотемических предков, что для племен Цент­ральной Австралии соответствовало времени Сновидений.
Структурно и генетически образы кетской Бангамам и нганасанской Моу-Нямы совпадали: обе они стояли ко главе пантеона Матерей Природы, среди которых в мифологии кетов примечательны Огонь-Мать, Бокам, и Вода-Мать, Улемам. Вода-Мать, Улемам, мыслилась в женском образе, олицетворяя как водную стихию вооб­ще, так и конкретные реки бассейна Среднего Енисея. Большие реки — это «матери» своих притоков. Так Енисей был «матерью» Подкаменной Тунгуски, а она, в свою очередь, «матерью» своих притоков-«дочерей». Ожидая жизненно необходимого для рыбной ловли вскрытия рек, кеты «кормили» Улемам, чтобы она про­снулась. Все прибрежное стойбище собиралось на бере­гу, и каждый просил реку скорее освободиться ото льда. Коллективный характер этого культового действа ука­зывает на его древнейшее происхождение. Собравшиеся говорили: «Бабушка, иди скорее опростайся! Все земля­ные реки уже распустились... Енисей — Большая река уже распустилась. Мы изголодались. Пусть люди ско­рее на Большую реку спустятся!». В этом обращении к Воде-Матери вновь четко проявляется рациональный повод, типичный для культовых действ архаических культур. Обращаясь к ирреальной субстанции, человек-труженик руководствовался нуждами реальной жизни, а не ставил себе чисто духовную цель «общения» с божеством.
По представлениям кетов, деревянные антропоморф­ные изображения доен, устремляясь в реку со своих свящепных мест холаи, способствуют скорейшему вскрытию льда. Это «замечали» бангос, служители первобытных культов Матерен Природы, и сообщали об успешных действиях доен собравшимся на берегу...
В древности широко бытовало, очевидно, и подобное нганасанскому представление о Дереве-Матери. Так, у кетов растущие деревья антропоморфизировались. По их воззрениям, когда-то жили люди, отмеченные способ­ностью «слышать» голоса деревьев. Услышав их плач, эти люди не .могли рубить дерево, лишали себя огня, утвари и, в сущности, самой жизни. В этом представле­нии — отголосок понятия о единстве жизненного цикла всех живых существ,  типичного  для  мифологий  мира.
В кетских «священных местах» обращают на себя вни­мание поражающие размерами и причудливостью форм деревья — чаще всего лиственницы, реже кедры пли ивы. Считалось, что деревья именно этих пород начали свою жизнь «во времена первых люден». Береза была «небесным деревом» верховного бога Еся, а кедр—«первым деревом» «сына Земли»— первого человека Бангдэхыпа, который превратил его в жертвенное дерево. Почитание кедра у кетов связано с культом Земли-Матери. Его использовали при изготовлении почти всех культовых из­делий (вспомним лиственницу у ненцев), для погребаль­ных сооружений. В лиственнице, по представлениям ке­тов, живет Холай. Поэтому не следует рубить деревья на ее «священном месте», где поставлены и «живут» ее дети, доен. С Холай был связан сложный и древнейший по происхождению женский мифологический образ.
Два ведущих образа кетской мифологии, две богини антиподального характера, Хоседам и Томам, также в древнейшем прообразе представлялись Матерями При­роды, Сестрами-космогонами, устроителями Мира. По­мимо функциональных черт, материнская сущность на­званных образов проявляется и в выразительной семан­тике их имен, содержащих частицу - ам —«мать». Хосе­дам — Мать Низовья (низовья Енисея) и олицетворение Севера. Хоседам —жена (в архетипе — сестра?) вер­ховного бога Еся, искони олицетворявшего Небо, а впо­следствии предстающего в антропоморфном облике бе­лобородого Старика. По одной из поздних версий, Хо­седам низвергнута Есем на Землю за связь с Месяцем. Этот мифологический мотив имеет много параллелей, в частности в литовской и иных индоевропейских мифоло­гиях. Скалистый выступ па правом берегу Среднего Ени­сея.против острова Кораблик, особо отмечен в мифоло­гии кетов. Именно здесь жила со своими детьми-налимчиками злая Хоседам до того, как посланный разгневан­ным Есем культурный герой Альбэ не изгнал ее на Север. В низовьях Енисея, по традиционным представле­ниям кетов, располагалась «страна мертвых».
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2172 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>