Мифологическое
наименование Земли у кетов — Бангам или Бангамам (Мать или Бабушка) — дает представление
о первоначальной роли этого образа. Земля-Мать мыслилась кетам» причиной жизни
и смерти и как главная продуцирующая сила имела особых служителей культа,
первобытных знахарей, провидцев и жрецов — бангос. Помощниками бангос
выступали Крот, Летучая Мышь и мифические «земляные люди» — бангодеыг. Главным
покровителем культа Земли-Матери был ее сын Бангдэхып. Различных лесных обитателей
также называли «земляные звери», чем подчеркивалась их органичная связь с
Землей. Она считалась, очевидно, их родительницей. Земля рождала и «земляных
людей» — народ древних мифических времен, эпохи деяний тотемических предков,
что для племен Центральной Австралии соответствовало времени Сновидений.
Структурно и генетически
образы кетской Бангамам и нганасанской Моу-Нямы совпадали: обе они стояли ко
главе пантеона Матерей Природы, среди которых в мифологии кетов примечательны
Огонь-Мать, Бокам, и Вода-Мать, Улемам. Вода-Мать, Улемам, мыслилась в женском
образе, олицетворяя как водную стихию вообще, так и конкретные реки бассейна
Среднего Енисея. Большие реки — это «матери» своих притоков. Так Енисей был
«матерью» Подкаменной Тунгуски, а она, в свою очередь, «матерью» своих
притоков-«дочерей». Ожидая жизненно необходимого для рыбной ловли вскрытия рек,
кеты «кормили» Улемам, чтобы она проснулась. Все прибрежное стойбище собиралось
на берегу, и каждый просил реку скорее освободиться ото льда. Коллективный
характер этого культового действа указывает на его древнейшее происхождение.
Собравшиеся говорили: «Бабушка, иди скорее опростайся! Все земляные реки уже
распустились... Енисей — Большая река уже распустилась. Мы изголодались. Пусть
люди скорее на Большую реку спустятся!». В этом обращении к Воде-Матери вновь
четко проявляется рациональный повод, типичный для культовых действ архаических
культур. Обращаясь к ирреальной субстанции, человек-труженик руководствовался
нуждами реальной жизни, а не ставил себе чисто духовную цель «общения» с
божеством.
По представлениям кетов,
деревянные антропоморфные изображения доен, устремляясь в реку со своих свящепных
мест холаи, способствуют скорейшему вскрытию льда. Это «замечали» бангос,
служители первобытных культов Матерен Природы, и сообщали об успешных действиях
доен собравшимся на берегу...
В древности широко
бытовало, очевидно, и подобное нганасанскому представление о Дереве-Матери.
Так, у кетов растущие деревья антропоморфизировались. По их воззрениям,
когда-то жили люди, отмеченные способностью «слышать» голоса деревьев. Услышав
их плач, эти люди не .могли рубить дерево, лишали себя огня, утвари и, в
сущности, самой жизни. В этом представлении — отголосок понятия о единстве
жизненного цикла всех живых существ,
типичного для мифологий
мира.
В кетских «священных
местах» обращают на себя внимание поражающие размерами и причудливостью форм
деревья — чаще всего лиственницы, реже кедры пли ивы. Считалось, что деревья
именно этих пород начали свою жизнь «во времена первых люден». Береза была «небесным
деревом» верховного бога Еся, а кедр—«первым деревом» «сына Земли»— первого
человека Бангдэхыпа, который превратил его в жертвенное дерево. Почитание кедра
у кетов связано с культом Земли-Матери. Его использовали при изготовлении почти
всех культовых изделий (вспомним лиственницу у ненцев), для погребальных
сооружений. В лиственнице, по представлениям кетов, живет Холай. Поэтому не
следует рубить деревья на ее «священном месте», где поставлены и «живут» ее
дети, доен. С Холай был связан сложный и древнейший по происхождению женский мифологический
образ.
Два ведущих образа
кетской мифологии, две богини антиподального характера, Хоседам и Томам, также
в древнейшем прообразе представлялись Матерями Природы, Сестрами-космогонами,
устроителями Мира. Помимо функциональных черт, материнская сущность названных
образов проявляется и в выразительной семантике их имен, содержащих частицу - ам
—«мать». Хоседам — Мать Низовья (низовья Енисея) и олицетворение Севера.
Хоседам —жена (в архетипе — сестра?) верховного бога Еся, искони
олицетворявшего Небо, а впоследствии предстающего в антропоморфном облике белобородого
Старика. По одной из поздних версий, Хоседам низвергнута Есем на Землю за
связь с Месяцем. Этот мифологический мотив имеет много параллелей, в частности
в литовской и иных индоевропейских мифологиях. Скалистый выступ па правом
берегу Среднего Енисея.против острова Кораблик, особо отмечен в мифологии
кетов. Именно здесь жила со своими детьми-налимчиками злая Хоседам до того, как
посланный разгневанным Есем культурный герой Альбэ не изгнал ее на Север. В
низовьях Енисея, по традиционным представлениям кетов, располагалась «страна
мертвых».
|