Как видим, образ Хоседам
сложен по своей структуре, он прошел долгий путь мифологической эволюции. У
Хоседам под явно поздним пластом образа жены верховного бога обнаруживаются
архаичные черты. Она связана с древнейшим миром тотемных персонажей (ее дети —
рыбы), а также с миром космических констант (с Севером). Образ Хоседам, бывшей
некогда одной из ведущих Матерей Природы, аналогичной, возможно, Нижней Матери
нганасан — Сыраде-Нямы, трансформировался в образ хозяйки локальной
территории. Далее, по мере акцентирования собственно сказочных черт, этот
образ приобретает сугубо отрицательную окраску, что знаменует собой конечный
этап его развития. В древнейших образах Матерей Природы отсутствуют эмоциональные
зарисовки, а также поведенческие характеристики. В них прослеживаются лишь
типичные для мифологической архаики мотивы творческого созидания. В целом же
превращения, связанные с образом Хоседам, составляют один из магистральных
путей в глобальной мифологической эволюции, а также в сибирских мифологиях,
выступающих органичной частью мировой мифологической системы.
Антипод Хоседам — Томам,
Мать Юга. Томам символизировала Юг и все связанное с ним: Южное Небо, Небо в
верховьях, Теплое Небо, Ясное Небо. Все это, как считалось, «сторона Томам».
Эта полная благожелательности древняя богиня, в своем прообразе — несомненно
Мать Природы, предстает в результате мифологической эволюции как Мать
перелетных птиц, в частности лебедей. Поздний ее образ — Хозяйка Южной Стороны.
Прилетающие птичьи стаи встречали в соответствии с определенным обрядом, а
провожали словами: «Перелетные, ныряющие звери зимующими людьми пошли к Матери
Томам. Пусть я на этой же земле их здоровыми глазами встречу!». Отождествление
в этом культовом обращении зверей и людей, упоминание глаз как жизненной
субстанции свидетельствует об архаическом происхождении такой формулы-просьбы.
Прилет птиц из Земли Томам, «Живой Земли», встречали словами: «Матери Томам летающие,
ныряющие звери стали спускаться с живой водой к чистым людям!»— и ставили специальный
котел с «живой водой», якобы принесенной Лебедем Томам.
Эпитетами Томам были
«огненная», «раскаленная». По мере эволюции культовых и мифологических представлений
лирически окрашенный образ Томам (изначально — Матери Природы высокого ранга,
далее — Матери перелетных птиц и Хозяйки Юга) стал отождествляться с
покровительницей верховных шаманов. Таков мифологический финал древнего
космического творца-космогона, которым, возможно, была изначально Мать Томам.
Выразительные примеры,
связанные с дальнейшей эволюцией образов Женщин-созидательниц, отмечаются в
мифологии восточных угорских народов Западной Сибири — хантов (остяков) и
манси (вогулов). Они изучались видным советским этнографом и археологом В. П.
Чернецовым. Верховный грозный бог хантов Нуми-Торум поступил со своей
женой-сестрой Калташ-эква так же, как и кетский Есь с Хоседам. Калташ-эква
изгоняется вниз, на Землю, за необдуманное желание построить новое жилище «из
костей всех на свете зверей н птиц». Обратим внимание, что подобный мифологический
мотив предстает как яркая сказочная аналогия реальным жилищам верхнего
палеолита Евразии из черепов и костей мамонта. Однако мудрая Сова отговаривает
Ыуми-Торума от истребления всего живого. Калташ-эква поселяется на горе (это отражено
в одном из ее имен — Черная женщина вершины реки Сакв). Но со временем все
меняется. Нуми-Торум, тоскуя в одиночестве, разыскивает свою жену и находит ее
уже не одну, а с прекрасным новорожденным сыном Эква-Пырищем, будущим могучим и
деятельным культурным героем угорских народов. Рассказанное, конечно, не миф,
но структурно достаточно позднее мифологизированное сказание, начало
драматического действия которого, эмоциональная окраска событий, присутствие
ссорящейся пары богов-супругов приближает его к такому переходному жанру, как
мифологическая сказка. В нем есть типичные для подобных произведений и сугубо
архаичные признаки — образ Птицы-советчицы,
попытка постройки жилища из костей зверей и птиц, а также распространенный
в мифологиях мира мотив инцеста, брака брата и сестры.
В образе богини
Калташ-эква воплощено, однако, много выразительных черт, известных по
древнейшим, «материнским», образам. Калташ-эква именовалась «Земная Мать» и,
воплощая собой богиню Земли, первоначально была, очевидно, Землей-Матерью.
Примечательно сходство хантыйской богини с кетской Хоседам и нганасанской
Сырада-Нямы (эту своенравную жену Нуми-Торума называли Нижней Матерью). Пути
мифологической эволюции этих образов схожи, что подтверждает принцип единства
путей развития мифологии вне границ определенного этноса.
В плане генезиса образа
обращает на себя внимание связь Калташ-эква с архаическим миром тотемных персонажей
зооморфного облика. Так, в своем древнейшем прообразе она мыслится
прародительницей хантыйской фратрии Мош. В этом архаическом качества
Калташ-эква принимает облик Зайчихи или Гусыни. Ее священное дерево — Береза.
Примечательно, что подобные архаические антропоморфные персонажи мифологий
мира обладали определенными атрибутами из растительного и животного миров. Эта
традиция впоследствии перешла и к богам мировых религий, а также к их «святым),
наследникам мифических героев: св. Себастьяна изображали со стрелами; св.
Екатерину — с книгой и колесом, орудием ее казни; св. Цецилию — с музыкальным
инструментом. Однако если атрибуты героев мифологии первоначально были созданы
ими самими, то религиозные персонажи приобретали их в процессе своих легендарных
либо реальных деяний.
.Лебеди у Томам, налимы
у Хоседам, олени у арктических Матерей Природы — все это примеры первоначального
прямого отождествления и последующего раздвоения мифологического образа по
мере его антропоморфизации. Таков типичный финал развития образа Матери Природы
— от мифического космогона, создателя Мира и людей, до простой покровительницы
рода человеческого в его наиболее насущных потребностях. Многотысячелетняя
эволюция жанров и персонажей отражала в фантастической форме особенности
поступательного развития человеческого общества. Множественные структуры в
конце концов уступали место парным, Матери Природы возводились в ранг богинь,
их брали в жены и низвергали верховные боги.
|