МИФЫ В СВЕТЕ АРХЕОЛОГИИ
Археологические находки
и мифологические сказания — какова связь между этими феноменами материальной
и духовной культур? Древности безмолвствуют, пока их не оживит поэтическая муза
мифологии. Она может вдохнуть жизнь в немые свидетельства минувшего. Вот почему,
раскрывая взаимосвязь мифологии и археологии, необходимо прежде всего
обратиться к мифу как. источнику художественной культуры древности.
«Мифы», «мифология» —
эти понятия не могут оставить безучастным человека современности. И это
понятно, ибо в них сокрыты тайны древних космогонии, истоки поэзии, основы
этики и эстетического восприятия жизни, возникшие в сумерках далекой
первобытности. Что такое мифы? Обычно под этим греческим термином, означающим
«сказание», «предание», подразумевается комплекс фантастических представлений
тех, кто создал блестящую греко-римскую цивилизацию. Однако античная мифология
с ее поэтическими образами, прославлением идеалов героики и патриотизма — лишь
позднее звено в эволюции мировой мифологической системы. Ответы на вопросы, что
есть миф и какова его исходная модель, в чем заключается роль мифологии в системе
культурно-эстетических ценностей человечества, следует искать отнюдь не в гармоничных
образах античной классики, созданных, более двух тысячелетий назад, а в бесценных
свидетельствах культур первобытной эпохи. Мифология — это древнейшее отражение
социальных и идеологических воззрений человечества. Теперь можно утверждать,
что она сформировалась не в тиши мраморных храмов, белеющих в тени оливковых
рощ. Ее создали палеолитические охотники приледниковых тундр Европы и Сибири,
древние племена знойных плоскогорий и долин Африки и Австралии. Пути познания
мифологии разнообразны. «Живой» миф можно услышать и сейчас из уст аборигенов
укромных уголков Земли. Мифы можно прочесть на глиняных табличках, папирусах,
на камне и даже на бронзовых сосудах, обнаруженных в зоне древнейших цивилизаций
Ближнего Востока и юга Азии. Наконец, миф можно реконструировать по данным
археологии.
Говоря о мифах, следует
помнить, что знаменательное единство культуры человечества проявляется, в
частности, и в сходстве древнейших мифологических сюжетов, затрагивающих
проблемы мироздания и социума. Следует признать существование глобальной в
единстве образов и сюжетов мифологической системы.
Возникновение космоса и
Земли, человека и животных, кровных в родстве детей единой Природы, создание
культурных благ и гармонии в обществе — все ото в сознании древних
ассоциируется обычно с деятельностью мифологических персонажей. В первобытных
коллективах сформировалось самое широкое представление о великих Матерях
Природы, постоянно рождающих «новые жизни», о выдающихся культурных героях -
подателях основных материальных благ и учредителях социального порядка, а также
о творцах-демиургах, «отцах» племен и народов, завершающих дело всеобщего
упорядочения.
Представляется возможным
проследить и древнейшие, изначальные представления о природе и обществе. Они
сохранились лишь в наиболее архаических мифологиях. К исконным относятся
представления о некой живой субстанции, заключенной в любом простом или
сложном творении Природы. Так, в архаической мифологии нганасан полуострова
Таймыр такое понимание природных структур ассоциировалось с миром иго, что,
судя по всему, означает бесконечную и беспредельную в своих проявлениях
Природу.
Понимание человека как
органично входящего в систему Природы существа привело уже на древнейших
этапах развития культуры к возникновению мифологического понятия «тотемизм».
Это — представление о происхождении человеческого коллектива от соответствующего
животного, растения или даже космического персонажа. Вначале представление о
«тотемном родстве» («ототем» на языке индейцев-оджибвеев означает «его род»)
было весьма многосторонним. Множество родственных связующих нитей между человеком
и различными объектами животного и растительного миров прослеживается в архаических
мифах папуасов маринданим с острова Новая Гвинея. В них действуют демы —
мифические существа, представители различных видов животных и растений,
постоянно контактирующие с людьми.
Миф в эпоху
первобытности и позже, в пору развития традиционных культур, был основным
инструментом для объяснения строения Мира. Он, по выражению Карла Маркса,
выступал как «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным
образом народной фантазии».
Возникновение мифов
теряется в глубинах многотысячелетней истории человечества. Древнейшие
мифологические представления в достаточно прочно устоявшейся форме
существовали уже в эпоху верхнего палеолита (35—20 тысяч лот до нашей эры)
Старого Света, что нашло отражение в изобразительном искусстве. Образы его,
бесспорно, навеяны, мифотворчеством первобытных охотников на мамонтов. Мифология
и изобразительное искусство — два выдающихся и тесно взаимосвязанных друг с
другом явления первобытной культуры. Они — закономерное порождение развития
самого человека, а также социальных и идеологических структур общества. В мифах
и искусстве отражалось самосознание первобытных коллективов и осмысление места
человека в системе природных и социальных ценностей.
|