Многоцветие мифологий
мира отнюдь не хаотично по сюжетам. Выделяется несколько типов мифов, принципиально
сходных по тематике. Одни из древнейших — этиологические мифы. Через них
человек пытался объяснить окружающий мир и явления природы. Особенно много
таких мифов в архаических мифологиях мира.
Космогонические мифы
повествуют о разных (очевидно, из-за сложности самого сюжета) версиях происхождения
Земли и Вселенной. Эволюционная традиция предполагает развитие Мира из
первоначального хаотического состояния; креационная — раскрывает его творение
Древнейшие космогонические мифы исходят из понимания природного объекта как
феномена только определенной этнической общности и племенной территории.
Мифы о происхождении
людей — антропогонические.
В ранних мифологических
версиях повествуется о происхождении локального этноса. Человека определенной
этнической принадлежности «рождает» Мать Природы или создает Первопредок (часто
зооморфного облика) из бесформенной массы, лепит из глины, иногда «доделывает»
из аморфного состояния. Изредка (как можно подумать, в невольном озарении
стихийного рационализма первобытного «философа», предок человека мыслится
обезьяноподобным.
Часто в самоназвании
народности отражалось древнейшее представление о сородичах, которые противопоставлялись
людям со стороны, чужакам. Подобное самоназвание звучит как «человек»,
«настоящий человек». Именно подобным образом раскрывается этимология самоназваний
народов в одной из разновидностей антропогонических мифов — этногонических. В
них-то и повествуется об истории формирования этноса. По архаическим
антропогоническим и ранним этногоническим мифам можно проследить реальные пути
расселения первобытных охотников. В них, например, зафиксированы пути миграции
древних австралийцев при освоении Пятого континента. Поздние этногонические
мифы, как правило, воссоздают даже конкретные эпизоды этногенетического
процесса. Так, мифы сибирских народов — нганасан, энцев, селькупов, а также
кетов, хантов и манси — отразили их древнюю миграцию из более южных регионов
Азии. В мифах палеоазиатских народностей северо-востока Сибири содержатся
сведения об их переселении на побережье океана из материковых тундр. Местное население
этих территорий, освоенных человеком еще на исходе каменного века, смешалось с
пришельцами с юга и запада. В результате здесь сформировались весьма
характерные культура и мифология. В свете сказанного становится ясно, что для
народов архаических культур, которые ввиду удаленности от древнейших очагов
цивилизаций и неблагоприятного воздействия экстремальных природных факторов не
обладали собственными историческими хрониками, мифологические источники приобретают
исключительную познавательную ценность.
Фольклор — устное
народное поэтическое творчество -— своеобразный пограничный жанр между мифологией
и древнейшими формами литературы. Он включает многоцветную палитру ярких
поэтических жанров: сказки (мифологические,
волшебные и бытовые), архаический эпос, героико-фантастические
эпические сказания. Миф во многом отличается от сказки и эпоса, отражая различие
исторических и социальных условий, в которых они создавались. Миф — реальность
и эталон поведения для его создателей. Сказка же воспринимается как фантастика.
Миф — идеологический феномен, проявляющийся в разнообразных культурных формах.
Сказка и эпос чаще всего повествовательны. Мифические персонажи никогда не
преследуют личных целей. Они действуют исключительно в интересах «своего
народа», а нередко и «всего человечества», понимаемого, естественно, в
конкретных, временных и пространственных рамках первобытности. Герои мифов
ставят и решают глобальные проблемы: устройства мироздания и социума.
Напротив, герои сказки не творцы. Они борются с врагами своего этноса, добывают
блага исключительно для родственного круга.
Примечательна
анонимность произведений мифологий и фольклора. Она не случайна, ибо отражает
творческие потенции всего коллектива. Следует иметь в виду, что мифы и фольклор
отнюдь не представляют собой зеркального отражения первобытных обрядов и
ритуалов, как порой утверждается. Наоборот, прежде всего сама по себе
мифологическая повествовательная канва послужила основой для сложных по смыслу
пантомим, а также таинственных в многозначительности общественных обрядов типа
инициации, в ходе которых юное поколение посвящалось в клан взрослых. Яркие
театрализованные мифологизированные первобытные драмы повествовали, как правило,
о далеких мифических правременах, так называемом времени Сновидений, как его
определяли австралийские аборигены. Во всех этих первобытных «культовых» представлениях
было и очевидное рациональное зерно: именно так в ходе впечатляющих действ
осуществлялась передача самого сокровенного содержания традиционных основ
культуры, закреплялся в сознании каждого члена общества основной фонд непреходящих
духовных ценностей этноса.
|