Очевидный синкретизм
мифологии как своеобразной и сложной по компонентам идеологической системы
первобытности привел в конечном счете к тому, что она стала древнейшей
предшественницей изобразительного искусства и театра, фольклора и литературы,
а также философии. Догмы основных мировых религий — христианства,
буддизма и мусульманства — уходят своими
древними, а потому потайными корнями в представления первобытной мифологии.
Бродячие проповедники, которые открывали простодушным людям мнимые «истины»
новоявленных религий, еще не подернутых на первых порах ржавчиной лицемерия и
корысти, весьма напоминали по своим легендарным и «великим» деяниям древних
культурных героев5 носителей духовных и культурных благ.
В верованиях народов
долго бытовала так называемая низшая мифология — вера во всевозможных духов,
фантастических существ вроде русалок и домовых русских сказок. В аборигенных
культурах Сибири это соответствовало периоду господства шаманских представлений,
система которых превосходно прослеживается в эпоху средневековья. Но время
возникновения шаманства восходит по крайней мере к рубежам бронзового п
железного веков, когда широко распространяются эпические фольклорные традиции.
Мифология как форма общественного сознания к этому моменту стала изживать себя.
Мифофольклористику и
этнографию можно назвать взаимопроникающими науками: настолько тесно переплетены
предмет, объект и методы исследования этих родственных дисциплин. Анализ
мифологии и фольклора органично вписывается в изучение культуры, искусства,
быта в рамках определенной этнической общности, составляющее сферу этнографических
изысканий. Таким образом, мпфофольклористика неотделима от этнографии, которая
рассматривает различные традиционные формы культуры. При изучении мифологии особенно
важно обращаться к разделам этнографии, касающимся вопросов происхождения
культуры, ранних форм творческой деятельности аборигенных племен.
В этой же сфере
этнографического поиска находятся и точки соприкосновения с археологией. Ведь
археологические реконструкции социальной и идеологической сторон культуры невозможны
без этнографических параллелей. Равным образом миф, мифологизированная сказка,
архаическое эпическое сказание, народная баллада в историческом и
культурно-социальном аспектах своей интерпретации выходят на этнографические и
археологические, аналогии.
Археология — наука о
древностях, нашедших воплощение в разнообразных по формам предметах материальной
культуры, В современной науке о первобытности утвердились термины «артефакт» —
изделие рук человека и «экофакт» — природный феномен. Если артефакты — это
находки с древних поселений или, допустим, инвентарь погребений, то экофакты —
костные остатки. Материальные свидетельства прошлых эпох представляют собой определенную
знаковую систему, которая требует расшифровки и воссоздания в рамках экологической
и социальной среды.
Археологические
источники подразделяются на три крупных комплекса, отражающих важнейшие аспекты
жизни первобытных коллективов: жилища (раскрывают производственно-бытовую сферу
жизни предков); погребения (содержат богатейшие свидетельства
обрядово-ритуальной деятельности) и предметы изобразительного искусства
монументальных и малых форм (в них сокрыто духовное и интеллектуальное начало
мира прошлого), Две последние категории археологических источников наиболее
важны для реконструкций. Мифологическое содержание закодировано в
свидетельствах материальной культуры древности, и все дело заключается в том,
чтобы понять его в ходе специальной расшифровки. «Соединяя миф и вещь, мы тем
самым как бы восстанавливаем реально существовавшее в истории культуры
единство», — констатирует известный советский фольклорист Б. Н. Путилов.
Мифология —
мировоззренческая категория. Она находит проявление в самых неожиданных на
первый взгляд формах духовной и материальной культуры древности. Однако мифы
различных типов не равнозначно и с разной степенью полноты отражают
производственную, социальную и культурную деятельность первобытных коллективов,
и потому в материалах по археологии могут быть скудные свидетельства по
отдельным сюжетам, а то и лакуны. Но ряд археолого-мифологических параллелей
касается узловых моментов социальной и культурной истории первобытнообщинной
формации, и здесь материал относительно обилен. Так, мифологическая модель
мира многих народов традиционной культуры, в том числе сибирских, содержит
архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы. Генетически
подобные персонажи восходят к верхнему палеолиту (более 30 тысяч лет до нашей
эры). Они отражают культ всеобщего плодородия, и потому археологи связывают с
этой идеей многочисленные статуэтки женщин.
|