Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 26.11.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мифы в свете археологии - 3
Очевидный синкретизм мифологии как своеобразной и сложной по компонентам идеологической системы перво­бытности привел в конечном счете к тому, что она стала древнейшей предшественницей изобразительного искус­ства и театра, фольклора и литературы, а также филосо­фии. Догмы основных мировых религий — христианства, буддизма   и   мусульманства — уходят  своими  древними, а потому потайными корнями в представления первобытной мифологии. Бродячие проповедники, кото­рые открывали простодушным людям мнимые «истины» новоявленных религий, еще не подернутых на первых порах ржавчиной лицемерия и корысти, весьма напоми­нали по своим легендарным и «великим» деяниям древ­них культурных героев5 носителей духовных и культур­ных благ.
В верованиях народов долго бытовала так называемая низшая мифология — вера во всевозможных духов, фан­тастических существ вроде русалок и домовых русских сказок. В аборигенных культурах Сибири это соответство­вало периоду господства шаманских представлений, сис­тема которых превосходно прослеживается в эпоху средне­вековья. Но время возникновения шаманства восходит по крайней мере к рубежам бронзового п железного веков, когда широко распространяются эпические фоль­клорные традиции. Мифология как форма общественного сознания к этому моменту стала изживать себя.
Мифофольклористику и этнографию можно назвать взаимопроникающими науками: настолько тесно пере­плетены предмет, объект и методы исследования этих родственных дисциплин. Анализ мифологии и фольклора органично вписывается в изучение культуры, искусства, быта в рамках определенной этнической общности, со­ставляющее сферу этнографических изысканий. Таким об­разом, мпфофольклористика неотделима от этнографии, которая рассматривает различные традиционные формы культуры. При изучении мифологии особенно важно об­ращаться к разделам этнографии, касающимся вопросов происхождения культуры, ранних форм творческой дея­тельности аборигенных племен.
В этой же сфере этнографического поиска находятся и точки соприкосновения с археологией. Ведь археологи­ческие реконструкции социальной и идеологической сто­рон культуры невозможны без этнографических парал­лелей. Равным образом миф, мифологизированная сказка, архаическое эпическое сказание, народная баллада в исто­рическом и культурно-социальном аспектах своей интер­претации выходят на этнографические и археологические, аналогии.
Археология — наука о древностях, нашедших вопло­щение в разнообразных по формам предметах материаль­ной культуры, В современной науке о первобытности утвердились термины «артефакт» — изделие рук человека и «экофакт» — природный феномен. Если артефакты — это находки с древних поселений или, допустим, инвен­тарь погребений, то экофакты — костные остатки. Ма­териальные свидетельства прошлых эпох представляют собой определенную знаковую систему, которая требует расшифровки и воссоздания в рамках экологической и социальной среды.
Археологические источники подразделяются на три крупных комплекса, отражающих важнейшие аспекты жизни первобытных коллективов: жилища (раскрывают производственно-бытовую сферу жизни предков); по­гребения (содержат богатейшие свидетельства обрядово-ритуальной деятельности) и предметы изобразительного искусства монументальных и малых форм (в них сокрыто духовное и интеллектуальное начало мира прошлого), Две последние категории археологических источников наиболее важны для реконструкций. Мифологическое содержание закодировано в свидетельствах материальной культуры древности, и все дело заключается в том, чтобы понять его в ходе специальной расшифровки. «Соединяя миф и вещь, мы тем самым как бы восстанавливаем реаль­но существовавшее в истории культуры единство», — констатирует известный советский фольклорист Б. Н. Пу­тилов.
Мифология — мировоззренческая категория. Она на­ходит проявление в самых неожиданных на первый взгляд формах духовной и материальной культуры древности. Однако мифы различных типов не равнозначно и с разной степенью полноты отражают производственную, социаль­ную и культурную деятельность первобытных коллек­тивов, и потому в материалах по археологии могут быть скудные свидетельства по отдельным сюжетам, а то и лакуны. Но ряд археолого-мифологических параллелей касается узловых моментов социальной и культурной истории первобытнообщинной формации, и здесь мате­риал относительно обилен. Так, мифологическая модель мира многих народов традиционной культуры, в том числе сибирских, содержит архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы. Генетически подобные персонажи восходят к верхнему пале­олиту (более 30 тысяч лет до нашей эры). Они отражают культ всеобщего плодородия, и потому археологи связы­вают с этой идеей многочисленные статуэтки женщин.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2087 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>