Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 27.11.2024, 00:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мифы в свете археологии - 4
Мифы о происхождении людей содержат представле­ния о существах аморфного облика, их «доделывают» культурные герои или демиурги-созидатели. Они из­вестны в мифологиях Скандинавского полуострова, Сиби­ри и восходят в своем истоке — к каменному веку. Не слу­чайно, очевидно, что в погребениях людей сферы культа эпохи неолита и раннего бронзового века в тех же рай­онах обнаруживаются так называемые эмбрионы, скульптурки аморфных форм. Широчайший мифологический пласт, связанный с глобальными мифами о культурных героях, получил отражение в эффектных погребениях вождей и жрецов, которых сопровождают в гробницах несколько жен. Мифические прототипы тоже обычно име­ли не одну, а множество жен.
Реконструкция и моделирование мифологических струк­тур по археологическим источникам — перспективное направление изучения как сибирских, так и иных древ­ностей. Чем структурно-генетически архаичнее и хроноло­гически древнее явление социальной или духовной куль­туры общества, тем меньше фактов о нем сохраняется в сферах материальной и идеологической структур. Мифоло­гические реконструкции, археологические раскопки, эт­нографические изыскания дают возможность, используя фрагментарные свидетельства, комплексно воссоздать ряд фундаментальных, а также культурно-локальных явле­ний первобытности. Уяснить соотношение первобытной культуры с современной, а тем более с так называемой традиционной, присущей, как правило, малым народам, — проблема большой социальной и идеологической значи­мости.
Экологическая специфика Сибири, ее относительная удаленность от древнейших центров цивилизаций способ­ствовали созданию своего рода огромного консерванта древнейших форм культуры человечества, в частности мифотворчества. Сибирские мифологии и фольклор ил­люстрируют такие ранние, генетически близкие к исход­ным, структуры жанров, поэтики и даже лексики, которые лишь по крупицам удается обнаружить в других регионах земного шара.
Традиционные культурные формы с их глубочайшими историческими и хронологическими истоками поддержи­валась архаической палеоэкономикой. В заполярной зоне господствовала изначально пешая охота на дикого север­ного оленя. Эта исконная форма хозяйствования многотысячелетней давности предшествовала, а позднее сосуще­ствовала с оленеводством, с которым познакомили корен­ных обитателей Заполярья мигранты с юга. Мифология сохранила древнейший пласт представлений каменного века, сформировавшийся у древних охотников задолго до установления таких контактов, очевидно еще в мезолите и ранее. Именно тогда были заселены предками нгана­сан, ненцев, юкагиров и палеоазиатских народностей тысячекилометровые тундровые просторы, так называемая циркумполярная зона севера Евразии. Подобным же об­разом «вечные скитальцы тайги» эвенки (тунгусы), хо­зяйственный уклад которых представляется столь сход­ным с экономикой и бытом охотников Забайкалья и Вос­точной Сибири эпохи неолита и раннего бронзового века, бережно сохранили мифологические образы древних ко­чевых пратунгусских племен.
Кеты — совсем маленький народ, рассредоточенный по долинам притоков Енисея на севере Красноярского края. Их традиционные занятия — рыболовство, охота... Но у этих людей, затерянных своими историческими судьбами в таежных чащобах, мифологические образы обладают неожиданной для глухого края поэтичностью и яркостью характеристик, а аналогии им можно обнару­жить у далеких индейских племен Северной Америки. Происхождение кетов, их этническая история до сего дня составляют предмет оживленных научных ди­скуссий.
Мифы и фольклор Сибири демонстрируют яркую палит­ру жанров. Разновидности мифофольклорного творчества в традиционной культуре нганасан полуострова Таймыр подразделяются самими рассказчиками с удивительной точностью. Так, мифы о Вселенной и Земле — ядро их мифологической космогонии — составляют особый цикл. Это не шаманские ситтабы, в которых действия архаи­ческих женских персонажей связаны с материнскими силами Природы. Они отличаются, как подчеркивают сами рассказчики, и от фольклорного цикла шаманов — нготадамы'э, повествующего о возникновении Мира, в котором действуют духи мужского пола и основные перипе­тии повествования обусловлены борьбой различных фан­тастических сил. В мифологическом цикле изложение ведется спокойно, в повествовательной форме, в фоль­клорном — проявляются начатки драматических конфлик­тов. Ситтабам противостоят дюрумо — бытовые рассказы.
Разнообразен по жанрам фольклор ненцев. Помимо наиболее распространенных эпических произведений, ар­хаичных сюдбабц и более поздних ярабц, рассказываются вадако — сказки (буквально — «словечко»). Некоторые из сказок о животных, обитающих в тундре, обнаружива­ют явно мифологическое происхождение. К ним относятся сказки «Почему Гагара ходить не может», «Почему рыбы живут в воде» и многие другие.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2133 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>