Мифы о происхождении
людей содержат представления о существах аморфного облика, их «доделывают»
культурные герои или демиурги-созидатели. Они известны в мифологиях
Скандинавского полуострова, Сибири и восходят в своем истоке — к каменному
веку. Не случайно, очевидно, что в погребениях людей сферы культа эпохи
неолита и раннего бронзового века в тех же районах обнаруживаются так
называемые эмбрионы, скульптурки аморфных форм. Широчайший мифологический
пласт, связанный с глобальными мифами о культурных героях, получил отражение в
эффектных погребениях вождей и жрецов, которых сопровождают в гробницах
несколько жен. Мифические прототипы тоже обычно имели не одну, а множество
жен.
Реконструкция и
моделирование мифологических структур по археологическим источникам —
перспективное направление изучения как сибирских, так и иных древностей. Чем
структурно-генетически архаичнее и хронологически древнее явление социальной
или духовной культуры общества, тем меньше фактов о нем сохраняется в сферах
материальной и идеологической структур. Мифологические реконструкции,
археологические раскопки, этнографические изыскания дают возможность,
используя фрагментарные свидетельства, комплексно воссоздать ряд
фундаментальных, а также культурно-локальных явлений первобытности. Уяснить
соотношение первобытной культуры с современной, а тем более с так называемой
традиционной, присущей, как правило, малым народам, — проблема большой социальной
и идеологической значимости.
Экологическая специфика
Сибири, ее относительная удаленность от древнейших центров цивилизаций способствовали
созданию своего рода огромного консерванта древнейших форм культуры
человечества, в частности мифотворчества. Сибирские мифологии и фольклор иллюстрируют
такие ранние, генетически близкие к исходным, структуры жанров, поэтики и даже
лексики, которые лишь по крупицам удается обнаружить в других регионах земного
шара.
Традиционные культурные
формы с их глубочайшими историческими и хронологическими истоками поддерживалась
архаической палеоэкономикой. В заполярной зоне господствовала изначально пешая
охота на дикого северного оленя. Эта исконная форма хозяйствования
многотысячелетней давности предшествовала, а позднее сосуществовала с
оленеводством, с которым познакомили коренных обитателей Заполярья мигранты с
юга. Мифология сохранила древнейший пласт представлений каменного века,
сформировавшийся у древних охотников задолго до установления таких контактов,
очевидно еще в мезолите и ранее. Именно тогда были заселены предками нганасан,
ненцев, юкагиров и палеоазиатских народностей тысячекилометровые тундровые
просторы, так называемая циркумполярная зона севера Евразии. Подобным же образом
«вечные скитальцы тайги» эвенки (тунгусы), хозяйственный уклад которых
представляется столь сходным с экономикой и бытом охотников Забайкалья и Восточной
Сибири эпохи неолита и раннего бронзового века, бережно сохранили
мифологические образы древних кочевых пратунгусских племен.
Кеты — совсем маленький
народ, рассредоточенный по долинам притоков Енисея на севере Красноярского
края. Их традиционные занятия — рыболовство, охота... Но у этих людей,
затерянных своими историческими судьбами в таежных чащобах, мифологические
образы обладают неожиданной для глухого края поэтичностью и яркостью
характеристик, а аналогии им можно обнаружить у далеких индейских племен Северной
Америки. Происхождение кетов, их этническая история до сего дня составляют
предмет оживленных научных дискуссий.
Мифы и фольклор Сибири
демонстрируют яркую палитру жанров. Разновидности мифофольклорного творчества
в традиционной культуре нганасан полуострова Таймыр подразделяются самими
рассказчиками с удивительной точностью. Так, мифы о Вселенной и Земле — ядро их
мифологической космогонии — составляют особый цикл. Это не шаманские ситтабы, в
которых действия архаических женских персонажей связаны с материнскими силами
Природы. Они отличаются, как подчеркивают сами рассказчики, и от фольклорного
цикла шаманов — нготадамы'э, повествующего о возникновении Мира, в котором
действуют духи мужского пола и основные перипетии повествования обусловлены
борьбой различных фантастических сил. В мифологическом цикле изложение ведется
спокойно, в повествовательной форме, в фольклорном — проявляются начатки
драматических конфликтов. Ситтабам противостоят дюрумо — бытовые рассказы.
Разнообразен по жанрам
фольклор ненцев. Помимо наиболее распространенных эпических произведений, архаичных
сюдбабц и более поздних ярабц, рассказываются вадако — сказки (буквально —
«словечко»). Некоторые из сказок о животных, обитающих в тундре, обнаруживают
явно мифологическое происхождение. К ним относятся сказки «Почему Гагара ходить
не может», «Почему рыбы живут в воде» и многие другие.
|