Многообразно устное
художественное творчество эвенков, народа с развитым поэтическим воображением.
Сказки, героические сказания, родовые предания, легенды, шаманские песни и
песни-импровизации — таковы его жанры по представлениям самого народа-автора.
Как видим, сами эвенки создали стройную, иерархически соподчиненную систему
мифофольклорных жанров, объединив, в частности, термином «нимнакан» наиболее
архаичное, мифологическое звено: мифы, мифологизированные сказки и
песни-импровизации. Икэн, песня-импровизация, создавалась в ходе соревнования
охотников-воинов. Со временем она стала плясовой, ее исполняли в знаменитых
тунгусских многочасовых ночных хороводах, в которых участники подражали
поступи оленя. Вариантом этого танца был хоровод «животных и птиц»: в круг
выходили девушка-«важенка» и юноша-«бычок»... Очевидна архаичность такой
охотничьей пантомимы. В ней просматривается отблеск древней пантомимической
плясовой песни, искони связанной с нуждами первобытного производственного цикла.
Эстетическая сторона этого театрализованного действа всецело подчинена магическим
целям.
Первобытная магия тесно
связана с одухотворением, фетишизацией природных объектов — гор, камней, деревьев
и прочего, вплоть до разных мельчайших предметов. Фетишизм входит в архаичный
комплекс представлений человека первобытности, и он, очевидно, существовал уже
в домифологическую эру, у неандертальцев среднего палеолита (за 120 тысяч лет
до нашей эры). Войдя органичной частью в систему мифологических представлений,
фетишизм оказался необычайно стойким явлением сознания.
Миф отражает, хотя и в
своеобразной форме, конкретную стадию социального развития того или иного
этноса, Следовательно, сравнения между мифами пародов мира нужно проводить по
стадиальному, но не по территориальному и хронологическому признакам.
Неравномерность исторического развития привела
к тому, что нередко весьма
отдаленные друг от друга народы обнаруживают существенные параллели в своем
мифотворчестве. Отсюда возникает необходимость сравнения древнейших мифологий
Сибири с
архаическими мифологиями Австралии, Африки, Северной Америки. Только
таким путем можно включить сибирские мифы в общее русло развития мифов мира.
В верхнем палеолите,
около 30 тысяч лет назад, происходила своего рода материализация мифических образов
— на основе мифологии возникло изобразительное искусство. Примечательно, что
этот процесс археология фиксирует повсеместно — в Сибири, в Восточной и Западной
Европе, Африке, Австралии. Обширные семантические аналогии сибирских материалов
буквально «подстерегают» исследователя за каждым поворотом прихотливой дороги
научного познания. Так, мифы и археология открывают тайны древнейшей Сибири.
|