НЕПОБЕЖДЕННОЕ СОЛНЦЕ СТЕПЕЙ
«Яркая вспышка, сухой треск, и я, выбежав на веранду дома, увидел фантастическое зрелище: по двору плясал, перекатываясь, метровый огненный шар, окаймленный языками пламени. Он был как веселое сияющее Солнце в миниатюре...» — вспоминает очевидец, наблюдавший крупную шаровую молнию в одном из поселков Подмосковья. «Как Солнце в миниатюре...» — такое сравнение, возникшее у нашего изумленного современника, тем более естественно для человека бронзового века.
В истории развития культуры и эволюции форм изобразительного искусства, питавшегося изначально мифологическими образами, наступали моменты и целые периоды поразительного по своей одухотворенной насыщенности расцвета — идей, красок, форм. На заре бронзового века истории Южной Сибири (конец III — начало II тысячелетия до нашей эры) в культуре раннескотоводче-ских племен можно наблюдать яркий всплеск искусства разнообразных изобразительных форм: монументальной скульптуры, мелкой пластики, наскальных изображений. Если крупные каменные изваяния распространены по всей территории Хакасско-Минусинской котловины, то плоские стелы группируются преимущественно в бассейне Абакана. Для первых характерны сложные зооморфные образы, для вторых — антропоморфные.
Народы, оставившие памятники абаканской культуры, были связаны с культурами среднеазиатского ареала, чьи естественные контакты издревле простирались до Индии и стран Древнего Востока. Так в степи Южной Сибири проникали мифологические представления, восходящие в своей основе к культурам древневосточных цивилизаций. Антропоморфный персонаж солярного характера — ведущий мифологический образ, запечатленный на стелах абаканского археологического изобразительного комплекса. Антропоморфная фигура с безупречным по правильности кругом — таков наивный, но выразительный образ Солнца. Оригинальна стела из улуса Онхакова с изображениями солнца со змеями. Если изображение солнца следует трактовать как мифологический образ Солнца-Матери, то фигура Солнца со Змеями допускает двоякое толкование. Если в ней воссоздан образ Змееборца, то аналогии ей можно найти в глобально известных сюжетах, например в древнеегипетских. Образ Солнца мог быть также воплощением плодоносящих сил, тогда змеи — их символы, что можно сопоставить с известными ближневосточными богинями-матерями со змеями.
Антропоморфные персонажи в остроконечных конусовидных головных уборах, подобных тем, которые можно увидеть на портретах изящных европейских дам эпохи Кватроченто (XV век),— какие мифы связаны с их изображениями? Вот динамичная мифологическая сцена, воссозданная на плите из могилы абаканского могильника Тасхазаа. В погребении были похоронены две молодые женщины, занимавшие разное социальное положение. Госпожа положена в основании этого двухъярусного погребения со многими украшениями и богатым инвентарем, рабыня — сверху, в уничижительной позе, на четвереньках и вниз лицом (положена заживо?), со скромным ожерельем из резцов байбака вокруг шеи... Была ли главная из погребенных жрицей определенного (солярного?) культа и как сопоставить рисунки на плите, разделявшей обеих женщин, с характером деятельности погребенной — установить невозможно. Однако сюжет в целом ясен. Он связан с похождениями мифического персонажа, культурного героя, с его основным деянием — добычей Солнца. Одна из трех запечатленных птиц, сокол, сближена с культурным героем и его помощником, а две другие, орлы, связаны с главным персонажам. Итак, это изображение мифа о Разорителе орлиного гнезда, одного из древнейших у племен Северной Азии и Америки, восходящего очевидно, еще к каменному веку. Изображение солнечного диска в лапах орла, а также диска на груди героя подтверждает такую семантику сюжета. Примечательно, что у обеих антропоморфных фигур изображены пупки... На некоторых красочных средневековых миниатюрах из монастырских рукописей Западной Европы эпохи средневековья первого человека, Адама, иногда изображали с пупком. Святые отцы спорили: мог ли иметь пуп Адам, будучи не рождён, но сотворен богом...
(Сцена с Разорителем орлиного гнезда, похитившем Солнце, из Тас-хазаа архаична по своей атрибутике и сюжету. Однако орнитоморфные персонажи с другой могильной плиты этого древнего кладбища кажутся навеянными образами палеолитической древности. На ней вне симметричной композиции, но, несомненно, в определенном взаимодействии «движутся» фигуры с ногами человека, птичьими торсами и головами. У края плиты запечатлена человеческая фигура, в центре — сидящая птица. Сюжет этой сцены определить трудно. Следует обратить пристальное внимание на орнитоморфность персонажей, очевидно тотемных героев. Именно птицы часто сопутствовали культурным героям сибирских мифологий, были их древнейшим, тотемным воплощением. В устном творчестве жителей степей Хакасии можно обнаружить эти древнейшие поэтические образы, подобные по форме персонажам гравировок верхнего палеолита Франции, а по содержанию — мифологическим образам Сибири. На плитах могил могильника Тас-хазаа обнаружены иные, но не менее архаичные по форме и семантике мифологические персонажи: с характерно склоненными вперед торсами, со звериными хвостами, с конскими головами, типичными для солярных персонажей.
|