Еще один образ,
запечатленный на обломках плит могильника Черновая, вызывает бесспорный
интерес — Солнце с копьями (рис. 6, 2). Это солярный и одновременно
орнитоморфный персонаж, выразительные параллели которому можно найти в глубинах
индийской мифологии. Действительно, в древнейшем протоиндийском пантеоне богов
среди наиболее значительных мифологизированных персонажей известен
Бог-Копьеносец, имеющий сходство с древне-тамильским Маругой, сыном бога Шивы
по индуистскому канону. Маруга древних тамилов, доарийского населения Индии,
сопоставим с Солнцем, с его культом связаны и змеи. И в наши дни правоверные почитатели
древнего бога приносят змей как жертвоприношение в его храмы. Солнечный бог с
копьем, изображавшийся в искусстве Индии в красном цвете, чем подчеркивался
активный характер божества,— выразительный прообраз Солнца с копьями из находок
бронзового века в Южной Сибири.
В степи часто находят в
каменных оградах тагарских курганов железного века (I тысячелетие до нашей
эры), а также изредка стоящими самостоятельно плоские, подобно абаканским,
стелы с изображением подовальной личины, как бы окруженной языками пламени, с
«нагрудником» из сложных фигур, крупным «ртом». Эти своеобразные стелы (из
Тазмина, Фарпуса, Соленоозерной на Белом Июсе, Черновой и других мест),
возможно, созданы предшественниками ваятелей зооморфных статуй. Они развивали
свою культуру синхронно с южным, абаканским культурным и художественным
комплексом. Зооморфные статуи — предмет прошлых и будущих дискуссий
археологов, этнографов и мифологов. Эти мегалиты южно-сибирских степей, но
имеющие прямых аналогов в культурах древности, созданы как бы в расчете на
изощренный полет мифологической фантазии. Изображения на зооморфных статуях,
высеченные или выгравированные на камне, перенасыщены многокомпонентными
образами. На первый взгляд они выглядят хаотичными, вычурными за счет
причудливого переплетения фигур. Антропозооморфизм в них сочетается с
астральной и солярной символикой. Впечатляют размеры этих мегалитов, а также
своеобразие их формы: высота серповидных в разрезе фигур порой достигает 4 м. Каменные статуи, в
принципе, однотипны. Они запечатлели грузную Женщину-Мать, подчеркнуты линии
груди и живота. Статуи изготовлены из серого песчаника, а лучшие образцы — из
красного гранита. Центром многофигурной композиции выступает овальный
барельеф: лицо человека с удлиненными рогами коровы, реже — разветвленными рогами
оленя. Обычно на личине обозначены три глаза. Монумент часто бывает усыпан
значками космического характера, передающими многоцветие звезд, иногда они явно
объединены в определенные созвездия. Часто эти звезды или маленькие «солнца»
окружены символами бычьих рогов.
Этот символический образ
гигантской Женщины-Матери тесно связан как с животным (и растительным?) миром,
так и со стихией Неба. Новейшие мифологические изыскания, касающиеся широкого,
воистину глобального пласта древнейших образов Матерей Природы, позволяют
достаточно уверенно идентифицировать основной персонаж южно-сибирских каменных
статуй с Землей-Матерью. В мифологиях Севера она выступает в образах Оленихи, Лосихи,
Коровы. Практически каждый сибирский этнос донес из глубинных слоев своих
мифологий до наших дней этот всеобъемлющий образ Земли, возникшей в безбрежном
Мировом Океане, породившей затем и продолжающей рождать все живое. Но, может
быть, это Солнце-Мать, подобная Солнечной Лосихе мифологии эвенков?
Идентификация возможна, если учитывать подчеркнуто космический характер образа
в целом. Этот ряд предположений, вероятно, можно продолжать, но его следует
ограничить только двумя. Ведущие Матери Природы — образы автохтонные для
Сибири. Считалось, что они были основными подательницами жизни: Земля — производящая,
Солнце — всемерно поддерживающая родившуюся жизнь субстанция. Изображение
змеевидного существа, венчающее головы статуй Матери Природы, четко
вписывается в общую семантику образа — символа идеи всеобщего плодородия.
|