Примечательны и
полисемантичные образы зооморфных статуй Южной Сибири с многоракурсными
изображениями. Особенно впечатляет уже упоминавшаяся статуя с озера Шира,
изображения на которой «читаются» по-разному с различных сторон. В фас это бюст
женщины, в боковом ракурсе — голова волка, пытающегося лапами и оскаленной
зубастой пастью схватить крупный астральный или солярный знак, помещенный
внизу живота женской фигуры. Лоб и глаза зверя — это одновременно грудь
женщины, контуры его пасти — ее живот и спина, лапы зверя — ее руки. Хищник,
охотящийся за Солнцем, и Солнце с рогами — быть может, они представляют
вариант мифа о Космической Погоне, известного от Тихого океана до
Средиземноморья? В качестве ближайшей аналогии композиционной схеме изображений
на зооморфных каменных статуях Южной Сибири могут быть приведены так называемые
тотемные столбы индейских племен Тихоокеанского побережья Северной Америки. На
этих поразительных образцах традиционного искусства, сохранившихся до наших
дней, воспроизведены впечатляющие образы индейских мифологий. Среди них часто
встречаются персонажи, хорошо знакомые по мифологиям Северной Азии: ворон,
гагара, медведь-родоначальник. Индейские тотемные столбы именуются
многозначительно, что и выдает их причастность к образам мифологии: «Солнце и
Ворон», «Дерево Гагары», «Кац-Охотник и его Жена-Медведица». Среди мифологических
персонажей можно назвать Медведя, Волка, Бобра, Медведя гризли, Кита, Ворона,
Орла, Гагару, Утку, Ястреба, Сокола, Журавля, Комара, Стрекозу и Лягушку. Все
они — представители мира Земли, Неба и Воды, образующие круг тотемных образов
также и сибирских мифологий.
В изобразительной манере
последовательного вертикального размещения мифологических фигур, а также в
выделении главного среди них персонажа иногда усматривают нить повествования
реальных индейских мифов. Некоторые их эпизоды дышат глубокой архаикой. К такому
кругу относятся эпизоды мифологического «Цикла Ворона», известного как в
Северо-Восточной Сибири, так и на Тихоокеанском побережье Северной Америки,
сюжеты мифов об Орле и многие другие.
Проводя параллели между
тотемными столбами индейцев и каменными зооморфными статуями Южной Сибири,
столь очевидные как в семантике изображений, так и в вертикальной композиционной
схеме, не следует искать пути непосредственных заимствований приемов и
образов. Заимствования не было, но существовала сходная подоснова
художественных изобразительных приемов передачи близких мифологических
образов. Подобная вертикальная композиция в камне — наследница аналогичного
расположения образов на растущих деревьях.
Именно такие объекты (из
камня и дерева) естественного или искусственного происхождения послужили древнейшим
прообразом более поздней, шаманской, идеи Мирового Дерева и Мировой Лестницы.
Через подобные конструкции реализовалось представление о роли шаманов как
медиаторов, посредников между мирами. Однако в отдаленную эпоху, уходящую
корнями своего мифологизированного мировоззрения едва ли не в глубины каменного
века, идеи шаманства не могли найти подходящей как экономической и социальной,
так и идеологической почвы для своего развития. Идеология шаманства, подобно
древнейшим мифологическим воззрениям, представляет собой такую же глобальную
мировоззренческую систему эпохи развития традиционных культур, как мифология в
системе первобытности.
Примечательные параллели
образам зооморфных статуй Южной Сибири, как в семантическом, так и в композиционном
планах, могут быть обнаружены и в другом заповедном регионе традиционного
изобразительного искусства — у эскимосов северо-восточной оконечности
Азиатского материка. В Эквснском древнеэскимосском могильнике на Чукотке,
раскопанном ленинградскими археологами, была обнаружена серия выразительных
скульптурой зооантропоморфного характера из моржовой кости. Фигурки выполнены в
многоракурсной манере, характерной для отдельных образцов древнего искусства
верхнего палеолита и бронзового века. Заметим, что многоракурсный стиль
изображения, как и в Малой Сые, служил целям более углубленного выражения
архаической мифологической идеи о взаимопревращениях людей и животных. Наглядно
иллюстрируется и перевоплощение звериных персонажей: Белый Медведь — Морж —
Горный Баран, таких животных можно увидеть, поворачивая статуэтку.
Примечательно вертикальное размещение некоторых композиций. В основном образе
четко узнаваема центральная фигура мифологии эскимосов — древняя Мать Природы
Моржиха Седна.
|