Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.11.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Непобежденное солнце степей - 5
Столь же архаичен и способ своеобразного симметрич­ного «рассечения» изображений, связанный с попытками более точной передачи сущности мифологического образа. Изображение как бы развернуто на две стороны, благода­ря чему выявляется его ранее скрытая сторона. Именно такими изобразительными средствами передавался мифи­ческий процесс «выворачивания наизнанку» живого су­щества ради изменения его жизненной субстанции. В ми­фологическом контексте это символизировало смерть и возрождение ради жизни в новом внутреннем и внешнем обличий. В таком мифологическом мотиве передается сущ­ность известного обряда инициации.
Тотемно-космогонические образы на древних мегали­тических статуях Южной Сибири, их загадочные прообра­зы, выгравированные на могильных плитах каменных ящиков, солнечные персонажи яркой культуры бассейна Абакана — явления мифологии и изобразительного ис­кусства, имеющие общемировую значимость. Образы, на­веянные мифологизированным мышлением каменного ве­ка, лучистое Солнце, и по сей день озаряющее южно-си­бирскую степь, Земля-Мать, чьи монументы стояли и стоят по енисейским долинам, подобно стражам, охра­няющим границы древних пастушеских племен,— все это золотой фонд культур народов Сибири.
Как реальность и фантастика тесно переплетены в мифофольклорной традиции сибирских народов, так и на­глядные свидетельства археологии и этнографии оказы­ваются сопричастны народному пониманию законов раз­вития природы, культуры и общества, имеющему исток в глубинах первобытности.
Мифологии народов Сибири, как наиболее архаичные, так и эволюционировавшие в направлении фольклора, эпоса, сказки,— равнозначное, культурно равноценное звено глобальной мифологической системы. Бесспорна особая значимость мифологического наследия сибирских народов в качестве консерванта древнейших представле­ний космогонического, антропогонического, культуроло­гического и социального планов. Сибирь — одна из немногочисленных территорий земного шара, где можно услышать миф, увидеть художественное изделие, навеян­ное мифологическими представлениями, хранимыми тра­диционной культурой.
Этническая пестрота и разнообразие экологического фона не препятствовали возникновению принципиально сходных образов мировой мифологии. Это была заря ис­тории культуры, и человечество ставило и решало задачи аналогичного порядка, связанные с первыми шагами че­ловека современного типа в деле социального устройства и освоения окружающей природы. Поэтому, сравнивая мифы Сибири с мифами других народов мира, мы находим единый исток.
 
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов А. Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири.— Л., 1969.
Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышле­ния.— Л., 1971.
История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 1.
Древняя Сибирь.— Л., 1968.
Ларичев В. Е. Охотники за мамонтами.— Новосибирск, 1968.
Ларичев В. Е. Дом из костей мамонта.— Красноярск, 1981.
Мифологии древнего мира.— М., 1977.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1.— М., 1980.
Окладников А. П. Утро искусства.— Л., 1967.
Пропп В. Я. Фольклор и действительность.— М., 1976,
Ранние формы искусства.— М., 1972.
Сказки народов Севера.— М.— Л., 1951.
Стеблин-Каменский М. И. Миф.— Л., 1976.

Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2060 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>