Столь же архаичен и
способ своеобразного симметричного «рассечения» изображений, связанный с
попытками более точной передачи сущности мифологического образа. Изображение
как бы развернуто на две стороны, благодаря чему выявляется его ранее скрытая
сторона. Именно такими изобразительными средствами передавался мифический
процесс «выворачивания наизнанку» живого существа ради изменения его жизненной
субстанции. В мифологическом контексте это символизировало смерть и
возрождение ради жизни в новом внутреннем и внешнем обличий. В таком
мифологическом мотиве передается сущность известного обряда инициации.
Тотемно-космогонические
образы на древних мегалитических статуях Южной Сибири, их загадочные прообразы,
выгравированные на могильных плитах каменных ящиков, солнечные персонажи яркой
культуры бассейна Абакана — явления мифологии и изобразительного искусства,
имеющие общемировую значимость. Образы, навеянные мифологизированным мышлением
каменного века, лучистое Солнце, и по сей день озаряющее южно-сибирскую
степь, Земля-Мать, чьи монументы стояли и стоят по енисейским долинам, подобно
стражам, охраняющим границы древних пастушеских племен,— все это золотой фонд
культур народов Сибири.
Как реальность и
фантастика тесно переплетены в мифофольклорной традиции сибирских народов, так
и наглядные свидетельства археологии и этнографии оказываются сопричастны
народному пониманию законов развития природы, культуры и общества, имеющему
исток в глубинах первобытности.
Мифологии народов
Сибири, как наиболее архаичные, так и эволюционировавшие в направлении
фольклора, эпоса, сказки,— равнозначное, культурно равноценное звено глобальной
мифологической системы. Бесспорна особая значимость мифологического наследия
сибирских народов в качестве консерванта древнейших представлений
космогонического, антропогонического, культурологического и социального
планов. Сибирь — одна из немногочисленных территорий земного шара, где можно
услышать миф, увидеть художественное изделие, навеянное мифологическими
представлениями, хранимыми традиционной культурой.
Этническая пестрота и
разнообразие экологического фона не препятствовали возникновению принципиально
сходных образов мировой мифологии. Это была заря истории культуры, и
человечество ставило и решало задачи аналогичного порядка, связанные с первыми
шагами человека современного типа в деле социального устройства и освоения
окружающей природы. Поэтому, сравнивая мифы Сибири с мифами других народов
мира, мы находим единый исток.
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов А. Ф. Общее и
особенное в развитии общества и религии народов Сибири.— Л., 1969.
Анисимов А. Ф.
Исторические особенности первобытного мышления.— Л., 1971.
История Сибири с
древнейших времен до наших дней. Т. 1.
Древняя Сибирь.— Л.,
1968.
Ларичев В. Е. Охотники
за мамонтами.— Новосибирск, 1968.
Ларичев В. Е. Дом из
костей мамонта.— Красноярск, 1981.
Мифологии древнего
мира.— М., 1977.
Мифы народов мира.
Энциклопедия. Т. 1.— М., 1980.
Окладников А. П. Утро
искусства.— Л., 1967.
Пропп В. Я. Фольклор и
действительность.— М., 1976,
Ранние формы искусства.—
М., 1972.
Сказки народов Севера.—
М.— Л., 1951.
Стеблин-Каменский М. И.
Миф.— Л., 1976.
|