ПРЕДКИ ИЗ СТРАНЫ СНОВИДЕНИЙ
Культурный герой — один
из ведущих образов мировой мифологической архаики. Существуют ли параллели
между образами культурных героев Сибири и аналогичными персонажами в
мифологиях австралийцев, бушменов, папуасов и других древних этносов? Да, эти
сопоставления столь существенны, что представляется возможным назвать целый
ряд близких мифологических ситуаций, касающихся культурных героев в глобальном
масштабе.
Культурный герой
сибирских мифов, подобно аналогичным персонажам мифов мира, часто мыслится
имеющим Двух жен. Обратим особое внимание на эту немаловажную особенность
мифологических структур, которая позволяет прийти к определенным выводам,
касающимся древних социальных устройств. Так, культурный герой нганасан
Дяйбанго имеет двух жен космического происхождения: одна из них Луна, другая —
Свет, или День.
У селькупского
культурного героя Ите, Месяца и Небесного Стрелка, также две жены. Это два
Солнца — Верхнего и Нижнего миров. Эти образы дифференцированы, поэтому они
представляются менее архаичными, чем образы жен Дяйбанго — равнозначных
Матерей Природы. Согласно селькупским мифам, две жены было и у Кандальдука, в
праобразе Дикого Оленя или Месяца. Они - два Солнца или две Лосихи — живут в
Верхнем и Нижнем мирах. Хотя образы Лосих дифференцированы, по своим
структурным параметрам они выглядят древнее образов Солнц, поскольку связаны с
древнейшим материнским космогоническим образом евразийской мифологии. Образы
Лосихи, Оленихи, Коровы фигурируют как в северной циркумполярной зоне, так и в
Древнем Египте.
Палеоазиатский Ворон
имеет двух (иногда больше) жен. У чукотского Ворона-Куркыля — Сестры Волка; у
корякского Ворона-Куйкыняку и ительменского Ворона-Кутха — Мити — Белая Китиха
или Женщина, вторая, тотемная жена — Женщина-Лосось или Женщина-Шишка. У детей
Ворона также было две и более жены (пли мужа), часто они принимали тотемный
облик. «Браки» в мифах заключаются последовательно с целью приобретения, как
тонко подмечено Е. М. Мелетинским, определенных социальных и бытовых благ.
Для архаических
австралийских героев — тотемов и демиургов более типично состояние
единовременного брака с двумя женами тотемного облика. Это же характерно и для
наиболее архаичных образов культурных героев сибирских мифологий. Две жены
предка-тотема, культурного героя-демиурга, просто представителя «древнего
народа», якобы обитавшего в эпоху правремени на территории данного этноса,—
широко распространенное явление в мифологиях мира.
«В давние времена жил на
берегу моря один старик, Человек-Поссум. Он имел двух жен, Женщин-Ворон. Они
были сестрами»,— говорится в одном из австралийских тотемических мифов. «Больше
всего легенд у нас рассказывают о Гидегале и Змее-Радуге. Гидегал еще во
времена Сновидений был главным устроителем церемонии обрезания. Многие из ее
участников потом превратились в птиц, зверей, рыб и земноводных... Духи мертвых
отправляются на Восток, к Млечному Пути, где находится Темный Проход, ведущий
во владения Гидегала. Там он живет с двумя женами, Гуриньей и Ниригин. Гидегал
сидит с ними в темноте и поджидает духов умерших»,— рассказывает Губалаталдин
из племени лардилов, предки которых пришли на остров Морнингтон в заливе
Карпентария более 12 тысяч лет назад. Сейчас Губалаталдин — Дик Рафси образованный
австралиец-абориген, защитник и популяризатор культуры своего древнего народа.
«Когда-то Сиврн и Ньюнгу
жили около реки Лянганамы... От Сиври происходят все чайки, прилетающие на песчаный
берег, черные и белые какаду, обитающие у болот, крокодилы, крабы — это дети
Сиври, они и люди племена тьонгандьн составляют единый клан»,— так безошибочно
точно передал абориген сущность тотемного единства всех живых существ,
населяющих «место мифов» одной из рек полуострова Кейп-Йорк. И у этого предка,
и у тотемного культурного героя оказываются две жены, Девушки-Раковины,
дочери культурного героя Ньюнгу, жившего со своим «кланом» животных, птиц и
людей на противоположном берегу реки.
Наличие у мужчин
двух-трех жен было обусловлено особенностями примитивной экономики и быта
первобытных охотников и собирателей, в какой бы части земного шара они ни обитали.
Семья, включающая двух жен, развилась из группового брака и представляет характерную
особенность ранних форм семейных отношений, предшествовавших малой (нуклеарной)
семье: муж, жена и дети. Этим объясняется присутствие двух или трех жен у
героев мифологий мира. Мифологические образы — органическая часть архаической
идеологической системы первобытного общества — отразили в фантастических (для
пас!) персонажах и ситуациях реальности жизни и быта их создателей.
|