Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.11.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Предки из страны сновидений - 1
ПРЕДКИ ИЗ СТРАНЫ СНОВИДЕНИЙ
Культурный герой — один из ведущих образов ми­ровой мифологической архаики. Существуют ли парал­лели между образами культурных героев Сибири и анало­гичными персонажами в мифологиях австралийцев, буш­менов, папуасов и других древних этносов? Да, эти сопо­ставления столь существенны, что представляется возмож­ным назвать целый ряд близких мифологических ситуа­ций, касающихся культурных героев в глобальном масштабе.
Культурный герой сибирских мифов, подобно анало­гичным персонажам мифов мира, часто мыслится имеющим Двух жен. Обратим особое внимание на эту немаловажную особенность мифологических структур, которая позволя­ет прийти к определенным выводам, касающимся древних социальных устройств. Так, культурный герой нганасан Дяйбанго имеет двух жен космического происхождения: одна из них Луна, другая — Свет, или День.
У селькупского культурного героя Ите, Месяца и Не­бесного Стрелка, также две жены. Это два Солнца — Верхнего и Нижнего миров. Эти образы дифференцированы, поэтому  они  представляются менее архаичными, чем образы жен Дяйбанго — равнозначных Матерей Природы. Согласно селькупским мифам, две жены было и у Кан­дальдука, в праобразе Дикого Оленя или Месяца. Они - два Солнца или две Лосихи — живут в Верхнем и Ниж­нем мирах. Хотя образы Лосих дифференцированы, по своим структурным параметрам они выглядят древнее об­разов Солнц, поскольку связаны с древнейшим материн­ским космогоническим образом евразийской мифологии. Образы Лосихи, Оленихи, Коровы фигурируют как в северной циркумполярной зоне, так и в Древнем Египте.
Палеоазиатский Ворон имеет двух (иногда больше) жен. У чукотского Ворона-Куркыля — Сестры Волка; у корякского Ворона-Куйкыняку и ительменского Ворона-Кутха — Мити — Белая Китиха или Женщина, вто­рая, тотемная жена — Женщина-Лосось или Женщина-Шишка. У детей Ворона также было две и более жены (пли мужа), часто они принимали тотемный облик. «Браки» в мифах заключаются последовательно с целью приобре­тения, как тонко подмечено Е. М. Мелетинским, опреде­ленных социальных и бытовых благ.
Для архаических австралийских героев — тотемов и демиургов более типично состояние единовременного бра­ка с двумя женами тотемного облика. Это же характерно и для наиболее архаичных образов культурных героев си­бирских мифологий. Две жены предка-тотема, культурно­го героя-демиурга, просто представителя «древнего народа», якобы обитавшего в эпоху правремени на тер­ритории данного этноса,— широко распространенное яв­ление в мифологиях мира.
«В давние времена жил на берегу моря один старик, Человек-Поссум. Он имел двух жен, Женщин-Ворон. Они были сестрами»,— говорится в одном из австралийских тотемических мифов. «Больше всего легенд у нас расска­зывают о Гидегале и Змее-Радуге. Гидегал еще во времена Сновидений был главным устроителем церемонии обреза­ния. Многие из ее участников потом превратились в птиц, зверей, рыб и земноводных... Духи мертвых отправляют­ся на Восток, к Млечному Пути, где находится Темный Проход, ведущий во владения Гидегала. Там он живет с двумя женами, Гуриньей и Ниригин. Гидегал сидит с ни­ми в темноте и поджидает духов умерших»,— рассказыва­ет Губалаталдин из племени лардилов, предки которых пришли на остров Морнингтон в заливе Карпентария более 12 тысяч лет назад. Сейчас Губалаталдин — Дик Рафси образованный австралиец-абориген, защитник и по­пуляризатор культуры своего древнего народа.
«Когда-то Сиврн и Ньюнгу жили около реки Лянганамы... От Сиври происходят все чайки, прилетающие на пес­чаный берег, черные и белые какаду, обитающие у болот, крокодилы, крабы — это дети Сиври, они и люди племена тьонгандьн составляют единый клан»,— так безошибочно точно передал абориген сущность тотемного единства всех живых существ, населяющих «место мифов» одной из рек полуострова Кейп-Йорк. И у этого предка, и у тотем­ного культурного героя оказываются две жены, Девуш­ки-Раковины, дочери культурного героя Ньюнгу, живше­го со своим «кланом» животных, птиц и людей на противо­положном берегу реки.
Наличие у мужчин двух-трех жен было обусловлено особенностями примитивной экономики и быта первобыт­ных охотников и собирателей, в какой бы части земного шара они ни обитали. Семья, включающая двух жен, раз­вилась из группового брака и представляет харак­терную особенность ранних форм семейных отношений, предшествовавших малой (нуклеарной) семье: муж, жена и дети. Этим объясняется присутствие двух или трех жен у героев мифологий мира. Мифологические образы — ор­ганическая часть архаической идеологической системы первобытного общества — отразили в фантастических (для пас!) персонажах и ситуациях реальности жизни и быта их создателей.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>