Отголоски норм
группового брака изредка можно проследить по упоминаниям в мифах о наличии
нескольких жен у тотемного персонажа. Например, сибирский Ите женится на грех
лесных девах, а Ворон у чукчей отвоевывает себе пять жен в борьбе с Орлом.
Папуасский дема Вокабу, предок Саговой Пальмы, связанный также с тотемом Сома,
имеет трех и более жен. Иногда у этого популярного мифологического персонажа
имеется целая группа жен. «Дема Вокабу со своими многочисленными женами шел с
праздника майо (оргаистический праздник культа плодородия). Каждый раз, когда
Вокабу останавливался на ночлег, он строил для себя и своих жен хижину. А потом
их разрушали ветры и бури... Еще и поныне вдоль всего побережья можно увидеть
развалины хижин Вокабу — это обломки кораллов и горгонид, которые выбросило
на берег. Горгониды — обломки кровли из саговых листьев, кораллы — перекрытия
хижин. Приливы и отливы перекатывают их по берегу. А жены Вокабу — это
маленькие крабы разных пород, живущие здесь». Таков отрывок из поэтичного мифа
племени вокабурек, чьи тотемы — Саговая Пальма и Сом.
В мифологиях мира можно
найти яркие параллели представлениям сибирских народов о мифических братьях, в
том числе братьях-близнецах, выступающих в роли демиургов, обычно — антагонистов.
Это Есь и Доотет, Нуми-Торум и Куль-Отыр, Инмар и Керемет, Ен и Омоль. Обратим
внимание, что в древнейших пластах мифологии часто более двух подобных
персонажей — демиургов, культурных героев. Например, герои карело-финского
эпоса «Калевала», основа сюжета которого датируется бронзовым веком,— три
брата: Вяйнямейнен, Ильмарпнен и Еукахайнен. Судя по характерным эпическим
ролям этих героев «Калевалы», выступающих как мудрый Певец и сказочный Кузнец,
кующнй счастье для своего народа, первоначально они выступали в образах культурных
героев, подателей благ.
Кий, Щек, Хорив и их
сестра Лыбедь... Кому не известны эти легендарные основатели нашего Киева, три
брата и сестра, пришедшие на его холмы?! Их древние образы сохранены благодаря
легенде, рассказанной «Повестью временных лет», этим неповторимым учебником истории
славян, написанным на грани XI —XII веков. В «Повести» читаем, что Кий вместе с
младшими братьями и сестрой пришел на Днепровские кручи и на трех холмах
основал поселение. Это сказание известно и в древнеармянской передаче, где Киев
— «Мать городов русских»— назван Куаром. Однако перед нами не просто средневековое
сказание, где немного истины, немного — вымысла. Уже сам множественный характер
героев повествования наводит на мысль о древнейшей основе, заложенной в объяснении
факта реальной истории. Примечательно, что лингвисты связывают имя Кий с
древним индоевропейским термином, означавшим божественного Кузнеца (klij),
помощника верховного бога-громовержца в его поединке со Змеем. Этот поединок —
основной сюжет центрального мифа индоевропейской мифологии, сформировавшейся не
позднее начала бронзового века. Ее создавали отдаленнейшие предки многих
европейских народов, в том числе славян. Это было время, когда колесницы
древних индоевропейцев начали свое стремительное продвижение по
Евразийской степи,
сопровождаемые повозками с женами и детьми, табунами и стадами, составлявшими
медлительный арьергард передовых отрядов. Индия — таков был конечный рубеж их
движения, стимулированного нуждами развитого скотоводческого хозяйства. Время —
III - II тысячелетие до нашей эры. Это был не военный, целенаправленный
поход, но закономерное для древней истории человечества перемещение этносов в
поиске удобных для жизни территорий. Их древние кладбища находят в Северном
Причерноморье, Зауральской степи, на просторах Казахстана. В своих
погребальных обрядах эти племена приносили в жертву рабов, коней, оставляли в
могилах колесницы для пути в «мир без возврата».
Образы братьев —
основателей Киева восходят к древним мифологическим персонажам
братьев-демиургов, близких архаическим культурным героям сибирских и мировых
мифологий. Кий — легендарный основатель Киева - один из многих в ряду
многочисленных образов Кузнецов индоевропейской мифологии. Именно таковы
литовский Кальвнс и латышский Калейс балтийской мифологии, Кузнецы,
приспешники Громовика Перкуиаса-Перкониса. Кузнецы постоянно куют ему оружие
для сражений с врагами, иногда также выковывают Небеса, Солнце, а для Дочери
Солнца — пряжку Сакту.
В плане мифологической
эволюции показательна дальнейшая судьба сказания о Кие и его братьях,
восходящего в основе к бронзовому веку. Так, украинские предания связывают
происхождение «чудного Днепра» с божьим Ковалем, победившим Змея, который
обложил страну непомерной данью. Кузнец впряг Змея в плуг и вспахал на нем
землю. Из борозд возникли Днепр, Днепровские пороги, а вдоль Днепра — Змиевы валы.
Как помним, именно кузнец выступает помощником верховного бога в битвах со
Змеем, то есть истоки предания о Ковале совершенно очевидны. Так архаичный
миф, трансформируясь в течение веков, предстает перед нами народным преданием
этиологического характера и в конце концов популярной детской сказкой. Та же
участь постигла палеоазиатского Ворона, селькупских Ите и Кандальдука,
нганасанского Дяйбанго. В этом, как представляется, проявился истинный реализм
названных образов, их глубокую народность можно проследить сквозь века.
|