Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Седна - прекрасная моржиха - 1
СЕДНА — ПРЕКРАСНАЯ МОРЖИХА
Север Австралии, полуостров Арнемленд. Одно из аборигенных племен, юленгоры, создало мифы о возник­новении мира и людей, в которых архаичность персона­жей сочетается с поэтическим натурализмом первобытных образов. Своими предками-прародительницами юленгоры считали Сестер Джанггавул, приплывших с севера по со­зданному ими самими морю. В лодке они привезли различ­ные тотемы и по прибытии на сушу сразу же развесили их на деревьях. Из тотемов появились десять бесполых детей. Они, спрятанные Сестрами в траву, стали мужчинами, а в песок — женщинами. Однако новоявленные мужчины вскоре перестали подчиняться своим матерям и изгнали их пением. Сестры, успев научить первых людей всему необходимому, уплывают прочь на созданные ими самими острова...
Благодаря усилиям австраловедов установлено место происхождения мифологического цикла о Сестрах Джанг­гавул. Это остров Бралгу в заливе Карпентария на севере Австралии, где и теперь находится заповедное место або­ригенов материка — «обитель душ». Как бы в память о мифических Сестрах, женщины юленгоров в отличие от женщин других племен этого континента и сейчас прини­мают участие в важных обрядах. Затем на сцену архаи­ческой драмы выступают новые персонажи, Сестры Вавалаг, «рожденные в тени за заходящим Солнцем». Они энергично продолжают дело своих предшественниц и вы­ступают в основном как устроительницы социума. Сестры создают брачные классы. Они приносят людям каменные наконечники и копье. Как теперь установлено, Сестры Вавалаг действовали в окрестностях реки Ропер. По не­которым мифологическим версиям, именно они основали культ и ритуал Гунабиби, Великой Матери, Старой Жен­щины. Гунабиби символизирует как Землю, так и связан­ную с Землей Змею-Радугу. «Она подобна радуге»,— поет­ся в современной песне, посвященной Гунабиби, Но во времена седой первобытности радуга часто представала в образе Змеи обычно зловещей. Это — универсальный образ мифологий мира, известный на обширной территории от Древнего Китая до Египта.
Культ мифологической Матери Гунабиби распространялся по Пятому континенту с севера на юг. У некоторых этнических групп Центральной, Северо-Западной и Юго-Восточной Австралии в обрядности и наскальном искусстве, сюжеты которого были навеяны мифологией, сохра­няются культы женских персонажей. Так среди коренных жителей Нового Южного Уэльса распространен связанный с культом плодородия миф о Матери-Прародительнице Диррангун, напоминающей Гунабиби. В другом, еще более изолированном районе, в пустынях Центральной Австра­лии, у племени валбири находится древнее святилище Женщин-Прародительниц. По преданию, в расположенной поблизости группе скальных выходов эти доисторические Праматери собирались вместе еще во «времена Сновиде­ний»), на заре истории культуры Пятого континента. Еще более почитаемое святилище расположено на территории племени пинтуби: среди скал фантастических очертаний найдены следы древнего культа Женщины-Прародитель­ницы. Записаны также мифы о ней. Наконец, бегущие воинственные женщины запечатлены на наскальных ри­сунках Западного Арнемленда. У одной из воительниц в руках боевой бумеранг и копье. Так памятники ми­фологии и изобразительного творчества иллюстрируют значительность социального положения женщины во времена первобытной архаики, ее общественную ак­тивность.
В мифологиях папуасских племен Новой Гвинеи, в част­ности в мифах племен маринданим из Западного Ириана, в прошлом носителей зловещего культа черепов, также упоминаются Матери-Прародительницы. В процессе ми­фологической эволюции они трансформировались в раз­личных Старух — хранительниц Огня и подательниц раз­личных культурных благ. В мифологии папуасов предметы культуры часто появляются в общине после похищения их первых образцов у женщин. Там же говорится и о прямом соперничестве полов, причем инициаторами борьбы нередко выступают именно женщины, действующие дружно, сообща. «Мужчины ушли на охоту на кенгуру... Женщины остались в деревне одни: они надели на себя мужские укра­шения, вооружились палицами, луками и стрелами, а са­ми стали петь и танцевать... Но когда мужчины напали на женщин, в живых остались немногие, добыто было голов так много, что они попадали на землю и превратились в камни». Зачем женщинам было надевать мужские укра­шения? Вовсе не для красоты, а для того, чтобы приобщить­ся через них к мужской силе. Такова была сила веры пер­вобытных народов в предметы-фетиши, известные по куль­турам северных народов. Танцы и песни также исполня­лись не ради веселья: они должны были способствовать успеху женского предприятия. Наконец, особо упомянуты именно головы погибших женщин. Они, как в других слу­чаях головы детей,— объект культа плодородия. В соот­ветствии с первобытным ритуалом их, случалось, зарывали под деревьями или какими-то растениями ради получения особо обильного урожая. В изложенном мифе головы жен­щин превращались в камни, которым и передавалась их культовая сила.



Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2404 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>