Примечательно, что сами
папуасы связывают действие этого мифологического сказания с реальным племенем,
живущим в бассейне рек Биана и Флай. В нем преобладают женщины. Они
воинственны, активно занимаются охотой и даже принимают участие в культовых
походах «за головами». Эти папуасские амазонки представляют одно из многих
сообществ женщин, известных, однако, не в реальной жизни, а в мифологиях мира.
Наиболее известный пример такого рода — греческие мифы, один из малоизвестных
— страна Ёгук в Западном море, где, согласно корейской мифологии, обитают
только женщины.
Как видим, существовал
целый комплекс факторов, социальных и идеологических, которые способствовали
формированию мифологических представлений о материнских началах Природы,
отдельных женщинах и даже целых сообществах женщин, действующих самостоятельно,
без руководства мужчин. Общества таких мифологий жили по законам жесткой
половозрастной дифференциации. «Очень давно, в самом начале, мужчины и женщины
жили отдельно. Мужчины жили в пещерах и горах, а женщины — в маленьких
травяных хижинах возле рек. Мужчины охотились на животных, женщины — собирали
растения»,— говорится в мифе бушменов. Общественные отношения базировались на
лидерстве выдающихся охотников, но исчисление родства —по липни матери, браки в
рамках строго определенных возрастных категорий, быт женщин и детей,
отделенный от быта мужчин, половозрастные предписания норм поведения, питания,
ритуалов, а иногда даже лексики — все это характеризует социальные и семейные
структуры каменного века с его экстенсивной экономикой.
Выразительные примеры
мифологических представлений о нескольких Матерях Природы, Сестрах, основанные
на реальных фактах общественного устройства замкнутых половозрастных
группировок, обнаруживаются во многих мифологиях мира. Так, в мифе североамериканских
индейцев-акола две Первые Женщины, узнав, что люди живут под землей, вырыли яму
и перевели их из подземного мира в земной. Один из сходных шумерских мифов
рассказывает о том, что люди в давние времена росли, как трава, под землей...
Бог мудрости Энки, взяв мотыгу, проделал дыру, и люди вышли на свет. Подобные
мифы широко распространены и у народов Африки. В них первые люди выходят из
Земли, скалы, термитника. Мотив, в котором действуют две женщины, структурно-генетически
архаичнее шумерской версии происхождения людей, стоящей на грани религиозного
представления.
По мифу
североамериканских индейцев-сиу, творец-демиург Суссостинако создал двух Первых
Женщин из двух узлов паутины Мирового Паука. Эти женщины и стали прародительницами
людей. Они участвуют в многоэтапной эволюции человека. Примечательно, что речь
идет о женщинах-сестрах.
О двух
Сестрах-Прародительницах говорится в микологии индейцев-навахо. Одна из
Сестер, Ахсоннутли, что означает Женщина Перемен, создала Небо и Свет. Она родилась
от слияния Земли и рожденного ею самою Неба (логически невероятная, но
мифологически допустимая ситуация). Ахсоннутли предстала перед первыми людьми в
виде антропоморфной капли Бирюзы на вершине одной из священных Гор страны
навахо. Она совершает свои деяния вместе с сестрой. Прародительниц зовут
Женщина-Бирюза и Женщина-Белая Раковина, Сыновья прекрасной Ахсоннутли —
близнецы, культурные герои народа навахо. Выразительна тотемическая окраска
семантики этой пары Сестер-Созидательниц. Культурно и стадиально достаточно
поздний образ пары мифологических Сестер восходит, очевидно, в истоках к Матери
Природы. Пройдя долгую мифологическую эволюцию, древняя версия приобрела здесь
сказочную цветистость.
Гила — владычица
Воздуха, Пипга — владычица Земли, Седна — владычица Моря... Во всех этих ярких
образах эскимосской мифологии и фольклора просматриваются древние лики
архаических Матерей Природы, Сестер. Женский пантеон — типичная черта мифологии
эскимосов. Их центральных миф повествует о Седне, Женщине-Моржихе.
Первоначальный тотемный характер и зооморфизм этого поэтического образа
выступают весьма наглядно. Миф о Седне, подательнице даров моря, которая была
некогда земной девушкой, распространен на огромной территории обитания
эскимосов: в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке. Подобные изменения облика
— теперь тотемный предок, зверь или птица, а некогда, в «начале времен»,
человек — типичная трансформация мифологического образа. Отметим, что заставкой
архаичных мифов бывают слова: «Когда животные были людьми...», «Когда звери
были древним народом...» или реже «Когда люди были животными...».
Имя Седны для
арктических народов запретно, как всякая истинная святыня, и потому ее именуют
только иносказательно. Так, по представлениям эскимосов, а также воспринявших
этот культ чукчей, Седна — Большая Женщина, Старая Женщина, иногда о ней
говорят: «Та, внизу...». Она могла воплотиться в образе девочки, играющей в
мяч с Вороном, культурным героем палеоазиатов, который пытается отобрать у нее
в этой игре мяч — Солнце. Мать девочки в наказание за утрату мячей (в мифах
этих народов, как и жителей Юго-Восточной Азии, было несколько Солнц) спускает ее
с утеса в море. У девочки вырастают моржовые клыки. Она — Седна.
|