Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 04:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Седна - прекрасная моржиха - 2
Примечательно, что сами папуасы связывают действие этого мифологического сказания с реальным племенем, живущим в бассейне рек Биана и Флай. В нем преоблада­ют женщины. Они воинственны, активно занимаются охо­той и даже принимают участие в культовых походах «за головами». Эти папуасские амазонки представляют одно из многих сообществ женщин, известных, однако, не в ре­альной жизни, а в мифологиях мира. Наиболее известный пример такого рода — греческие мифы, один из малоиз­вестных — страна Ёгук в Западном море, где, согласно корейской мифологии, обитают только женщины.
Как видим, существовал целый комплекс факторов, со­циальных и идеологических, которые способствовали фор­мированию мифологических представлений о материнских началах Природы, отдельных женщинах и даже целых сообществах женщин, действующих самостоятельно, без руководства мужчин. Общества таких мифологий жили по законам жесткой половозрастной дифференциации. «Очень давно, в самом начале, мужчины и женщины жили отдельно. Мужчины жили в пещерах и горах, а женщи­ны — в маленьких травяных хижинах возле рек. Мужчи­ны охотились на животных, женщины — собирали расте­ния»,— говорится в мифе бушменов. Общественные отно­шения базировались на лидерстве выдающихся охотников, но исчисление родства —по липни матери, браки в рам­ках строго определенных возрастных категорий, быт жен­щин и детей, отделенный от быта мужчин, половозрастные предписания норм поведения, питания, ритуалов, а иног­да даже лексики — все это характеризует социальные и семейные структуры каменного века с его экстенсивной экономикой.
Выразительные примеры мифологических представле­ний о нескольких Матерях Природы, Сестрах, основанные на реальных фактах общественного устройства замкну­тых половозрастных группировок, обнаруживаются во многих мифологиях мира. Так, в мифе североамерикан­ских индейцев-акола две Первые Женщины, узнав, что люди живут под землей, вырыли яму и перевели их из подземного мира в земной. Один из сходных шумерских мифов рассказывает о том, что люди в давние времена рос­ли, как трава, под землей... Бог мудрости Энки, взяв мо­тыгу, проделал дыру, и люди вышли на свет. Подобные мифы широко распространены и у народов Африки. В них первые люди выходят из Земли, скалы, термитника. Мо­тив, в котором действуют две женщины, структурно-гене­тически архаичнее шумерской версии происхождения лю­дей, стоящей на грани религиозного представления.
По мифу североамериканских индейцев-сиу, творец-демиург Суссостинако создал двух Первых Женщин из двух узлов паутины Мирового Паука. Эти женщины и стали прародительницами людей. Они участвуют в много­этапной эволюции человека. Примечательно, что речь идет о женщинах-сестрах.
О двух Сестрах-Прародительницах говорится в мико­логии индейцев-навахо. Одна из Сестер, Ахсоннутли, что означает Женщина Перемен, создала Небо и Свет. Она ро­дилась от слияния Земли и рожденного ею самою Неба (логически невероятная, но мифологически допустимая ситуация). Ахсоннутли предстала перед первыми людьми в виде антропоморфной капли Бирюзы на вершине одной из священных Гор страны навахо. Она совершает свои деяния вместе с сестрой. Прародительниц зовут Женщина-Бирюза и Женщина-Белая Раковина, Сыновья прекрас­ной Ахсоннутли — близнецы, культурные герои народа навахо. Выразительна тотемическая окраска семантики этой пары Сестер-Созидательниц. Культурно и стадиаль­но достаточно поздний образ пары мифологических Сестер восходит, очевидно, в истоках к Матери Природы. Пройдя долгую мифологическую эволюцию, древняя версия при­обрела здесь сказочную цветистость.
Гила — владычица Воздуха, Пипга — владычица Зем­ли, Седна — владычица Моря... Во всех этих ярких обра­зах эскимосской мифологии и фольклора просматриваются древние лики архаических Матерей Природы, Сестер. Женский пантеон — типичная черта мифологии эскимосов. Их центральных миф повествует о Седне, Женщине-Моржихе. Первоначальный тотемный характер и зооморфизм этого поэтического образа выступают весьма наглядно. Миф о Седне, подательнице даров моря, которая была не­когда земной девушкой, распространен на огромной тер­ритории обитания эскимосов: в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке. Подобные изменения облика — теперь тотемный предок, зверь или птица, а некогда, в «начале времен», человек — типичная трансформация мифологического образа. Отметим, что заставкой архаич­ных мифов бывают слова: «Когда животные были людьми...», «Когда звери были древним народом...» или реже «Когда люди были животными...».
Имя Седны для арктических народов запретно, как всякая истинная святыня, и потому ее именуют только иносказательно. Так, по представлениям эскимосов, а так­же воспринявших этот культ чукчей, Седна — Большая Женщина, Старая Женщина, иногда о ней говорят: «Та, внизу...». Она могла воплотиться в образе девочки, игра­ющей в мяч с Вороном, культурным героем палеоазиатов, который пытается отобрать у нее в этой игре мяч — Солн­це. Мать девочки в наказание за утрату мячей (в мифах этих народов, как и жителей Юго-Восточной Азии, было несколько Солнц) спускает ее с утеса в море. У девочки вырастают моржовые клыки. Она — Седна.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2304 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>