Моржиха Седна —
кормилица морских зверобоев северных широт, чье существование зависело от
успеха в промысле крупных млекопитающих. Поэтому именно образ этой Матери Моря
вычленился как центральный в мифологии эскимосов, арктического народа,
наделенного большим художественным талантом. В культуре эскимосов при их
антропологической близости индейцам, много аналогий с культурами их древних
соседей, палеоазиатских народов Северо-Восточной Азии, которым также известен
образ Седны.
Таким образом, именно
множественность Матерей Природы, их сестринские отношения следует считать древним
пластом представлений о всепроникающем материнском начале в силах Природы.
Образы их вначале возникали в связи с «обожествлением конкретностей» — реальной
оленихи, моржихи, лебедя или ворона и только позже приобрели антропоморфные
черты. Наука обычно соприкасается с пластом мировоззренческой архаики эпизодически,
и лишь в редчайших случаях ей удается выявить архаический феномен, в котором
позднее антропоморфное воплощение соседствует с животной ипостасью. В этом
плане показательны образы нганасанской Земли-Матери, изначально Оленихи, и
австралийской Гунабиби, которая воспринимается как Земля-Мать и Змея-Радуга.
В архаических мифологиях
мира — австралийских, папуасских, сибирских — с разной степенью отчетливости
прослеживается и древнейший уровень мифологических представлений, связанный с
образами неисчислимых «рождающих» сил, которые проявляют себя буквально в каждом
феномене живой Природы.
В мифологии папуасов
маринданим — демы, бессчетные и чрезвычайно мобильные существа. Они как бы осуществляют
непосредственно родственную (тотемную) связь людей и природных феноменов
животного и растительного мира. Очевидно, мифический мир нго нганасан иллюстрирует
структурно-генетически несколько более ранний пласт этого исходного
мифологического представления об окружающей природе. Если в миро папуасских дем
можно уловить очевидные тотемные тенденции, то в мире нганасанских нго они практически
неощутимы. В нганасанской мифологии отсутствуют те ранние, множественные тотемные
формы, которые связаны с представлениями о демах папуасов.
В целом образ
Земли-Матери как мифологической доминанты вторичен относительно представления
о многих женщинах, матерях и устроительницах,часто выступающих в виде пары
сестер. Матери-сестры, очевидно, «родились» из древнейшего «пантеона» типа
папуасских дем и нганасанских нго, которые олицетворяли первичные представления
о живой, вплоть до мельчайшей песчинки, Природе. Миф о создании Человека из
Земли в индоевропейской и семитской мифологиях просматривается в самом эпитете
человека — «земной». Неслучайна и примечательная связь между латинскими
понятиями Humus — «земля» и homo —
«человек». Народы земного шара, отдаленные друг от друга на тысячи километров и
часто находящиеся на диаметрально противоположных уровнях общественного
развития (древняя монархия и первобытно-общинный строп) сочинили множество
любопытных мифов о создании людей из земли. Так, согласно египетской мифологии,
людей «делали» из глины пли из земли^ причем бог-творец Хнум лепил людей на
гончарном круге. У африканских догонов герой-демиург лепил людей из сырой
глины. Из глины ваял людей и греческий Прометей. В мифах алтайских народов
Ульгень создавал первых людей из глины и камыша. Из глиняного Яра произошли,
как уже говорилось, и нганасаны — дети Земли-Матери. Наконец, само имя Адама
связано с землею: оно семантически восходит к слову «адамах», первоначально
означавшему «краснозем».
В мифологии Древнего
Китая среди немногих женских божеств сохранила свой первоначальный облик знаменитая
Нюйва — полуженщина-полузмея. Она предстает в древних мифах Великой Матерью
богов, богиней плодородия, а ее древняя ипостась — Мать Природы. Миф о
сотворении Нюйва человека сохранил свое первоначальное ядро. «Простой народ говорит,
что, когда Небо и Земля только что отделились друг от друга, еще не было людей.
Нюйва взяла желтую глину и стала их лепить. Но силы у нее истощились, не хватило
времени. Тогда она стала делать людей, водя веревкой по простой глине. Богатые,
знатные и ученые люди — это люди, вылепленные из желтой глины, а бедные...
сделаны веревкой».
Таковы нити, связывающие
людей с их мифической Прародительницей архаических времен. Однако Мать Природы
не только порождает их, но и покровительствует людям в их последующей жизни,
оберегая от мировых катаклизмов, грозящих уничтожить все человечество. В качестве
таковых выступают всемирные потопы, мифы о которых распространены в глобальном
масштабе. Любопытен греческий миф о Девкалионе и Пирре, супружеской паре,
спасшейся от потопа по воле Зевса. Он подсказал, что для возрождения человечества
надо бросить через плечо камни — кости Праматери, то есть Земли-Матери. Из
камней, брошенных Девкалионом, получились мужчины, Пиррой — женщины. У новых
людей родились дочь и два сына. От сына Эллина, говорится у Аполлодора, ученого
грамматика II века до нашей эры, ведут свою родословную греческие племена. Это
типичный этногонический миф, в котором мифологическая архаика отражает начало
истории конкретного этноса.
|