Земля-Мать — постоянный
персонаж космогонических мифов в мифологиях мира. В архаических мифологических
системах народов Сибири и североамериканских индейцев Землю часто вылавливает
из Мирового Океана птица-ныряльщик. Это Гагара или Утка. По мере мифологической
эволюции в это событие последовательно включаются культурные герои,
демиурги-творцы и наконец боги. Именно так поступали полинезийский герой Мауи
и индийский Праджапати, а также Тор — бог-громовержец скандинавов.
В более развитых
древнеиндийских мифологиях Земля и Небо неуничтожимы. Они существуют вечно в
виде Мирового Яйца, когда оно разбивается, возникает Космос. Иногда появление
Земли представляется как результат расчленения докосмического гигантского существа.
Его приносят в жертву, и из частей тела происходят все стихии. Таковы
аккадское чудовище Тиамат, древнеиндийский и скандинавский великаны Пуруша и
Имир, китайский Пань-гу.
Представление о Земле
как подательнице жизни можно рассматривать как источник неукоснительного
требования, чтобы умерших погребали именно в родной земле. В поэтической поэме
древних шумеров «Сошествие Инанны в Подземное царство» супруг Инанны бог-пастух
Думузи, предчувствуя гибель, берет свою свирель и обращается к Равнине: «Если
она [Инанна] не узнает день, когда я умру, ты, о Равнина, вместо моей матери
объявишь об этом, и как моя Сестричка — оплачь меня!». Так, перед смертью,
именно к Земле обращены мысли одного из лирических героев древней мифологизированной
поэзии.
Богини-Матери в
мифологиях и религиях ближневосточных цивилизаций древности, а также античных
Греции и Рима являют собой примеры тесной связи с древнейшими родоплеменными
Матерями Природы первобытной архаики. В мифологии Египта архаический образ Богини-Матери
представляла Небесная Корова. В мифе о богине Нут (изначально Небесная или
Золотая Корова) впечатляет концовка. В ней отцу новорожденного ребенка
предписано, держа дитя над головой, читать текст перед изображением богини.
Ритуал связан, очевидно, с древним тотемом-Коровой, родоначальницей и
покровительницей, чей образ восходит к неолиту Египта.
Древнейшие представления
о Богине-Матери известны и в Древнем Шумере. Бог Воды и Мудрости Энки действует
в стране Дильмун (современный Бахрейн), «светлой стране живых». Именно здесь, в
рае для богов, Нинхур-саг — Великая Мать богов — выращивает особые растения,
которые Энки срывает. Поэтичен миф, в котором Нинкурсаг и Энки творят людей из «глины, что над бездной» и Энки просит свою Мать
Намму — Первоначальное Море - «О Мать, начертай его судьбу!». Древние боги у наполов
Скандинавии также создали людей без «судьбы», которую затем начертал им Один. К
Богине-Матери Аккада - Мамми — обращаются боги с просьбой сотворить человека «для
несения ига богов». Бог Энки советует Мамми сотворить человека как существо
отчасти божественное, отчасти низкое, смешав глину с плотью и кровью некоего
бога, убитого самими богами. Наиболее известна аккадская поэма, повествующая о
сотворении мира. В ней говорится, что после создания богов и возведения Вавилона
главный бог Мардук и Мать Аруру творят людей, стенных зверей, реки Тигр и
Евфрат. В другом мифологизированном рассказе повествуется, что люди
создавались для исполнения работ, которые иначе пришлось бы выполнять самим
богам.
|