СЕСТРИЧКА, СПРЯТАННАЯ ПОД ОЧАГОМ
«Женщина-Солнце каждое
утро появляется на Востоке с горящим факелом в руках и начинает медленно
подниматься на Небо. На смену ей приходит мужчина-Луна с малым факелом».
«Стоянка двух братьев находилась недалеко от созвездия Южного Креста, и у них
были собственные огни — две звезды Большой Медведицы: других огней тогда в
мире не было...» Так повествуют мифы Австралии — неиссякаемой сокровищницы
мифологии первобытности.
«Первой нашла Огонь одна
женщина...» «У семьи Леопардов был Огонь, но человек пустился на хитрость: он
убил бабуина, лакомое блюдо для Леопарда. Сбежались все Леопарды, а человек
тем временем схватил Огонь и убежал. Но потом он научился высекать Огонь из
камня и подумал: «Я умнее Леопарда!"». Так рассказывают бушмены,
аборигены Южной Африки, маленькие люди с большим поэтическим воображением.
«Когда мир только
начинался, у людей не было Огня. В вигвамах у людей не было тепла, а лосося они
ели сырым. ,,Койот,— взмолились они,— принеси пам Огонь с гор!". На горах
жили духи — они не давали Огонь звериному народу: три Старухи стерегли его день
и ночь. Но Сестры-Ягоды сказали Койоту, как забрать горящую головешку у Старух
и передать через животных людям. Койот был очень мудрым, он знал, как получить
Огонь из деревьев, как тереть две сухие палочки, пока не появятся искры». Так
говорится в мифах индейцев Северной
Америки.
Примечательно, что в
мифах о Первом Огне таких архаических мифологий, как австралийские, папуасские,
бушменские, наряду с фантастическими моментами (добыча Огня культурным героем,
астральные персонажи, возникновение Огня в результате брака между мифическими
людьми) обязательно упоминаются культурно-исторические реальности: получение
огня от лесного пожара, от искр трения камня и дерева. «Прирученный человеком
на заре истории культуры, еще в африканском Олдувее (более 2 миллионов лет до
нашей эры), осветивший мрак глубин нижнего палеолита Евразии (до 120 тысяч лет
назад) огонь оказался искони связанным с жилищем и очагом, сферой труда
женщин. В этом можно видеть „одну из древнейших особенностей человеческой
культуры"»,— утверждает известный советский австраловед В. Р. Кабо.
Действительно, в одной из наиболее примитивных аборигенных культур, тасманийской,
которая находилась и на грани XIX—XX веков на уровне верхнего палеолита(!),
именно женщина обеспечивала очаг топливом, поддерживала огонь, варила пищу.
То же наблюдается и в несравненно более развитых традиционных культурах мира, в
том числе сибирских.
Огонь — это та природная
стихия, без которой жизнь в экстремальной зоне Заполярья невозможна. Отсюда
одно из ведущих мест Огня-Матери в общей системе материнских сил Природы,
созидающих Мир и поддерживающих в нем жизнь. Нганасанская Огонь-Мать —
Туй-Нямы рождена Землей, но существует и действует она самостоятельно. Огонь
родился в жилище Земли-Матери в яре Хиюда-дико — Трутов Яр. Посередине Яра —
сопка, голова Моу-Нямы, видно и ее лицо. Предполагалось, что этот мифический
Яр находится либо в тундре, на Севере, либо, напротив, далеко на Юге. Именно в
южном направлении ставили нганасане возле чумов передки специальных, очажных
нарт, на полозьях которых при перекочевках перевозили очаг — тори. Считалось,
что средства для добывания Огня дала людям также Земля-Мать, а Первый Огонь
получен от Березы, что сообщает ей статус
священного дерева.
Образ нганасанской Огня-Матери
— Туй-Нямы — антропоморфен. Это седая старуха, постоянно живущая в очаге, из
которого высовывается ее голова с развевающимися волосами, сыплющими искры.
Она непрерывно рождает своих дочерей — языки пламени»
Судя по формулам
обращения, которые тоже принадлежат к архаическому мифофольклорному жанру,
отношение к Огню-Матери у народностей Евразийской циркумполярной зоны было
идентично. Так, у юкагиров Огонь-Мать —
Лочид Амаи — девочка, маленькая и обнаженная. Ее жилище — очаг. У большинства
других народов Огонь — это зрелая женщина с детьми, старуха. Матерью именовали
Огонь также таймырские долгане, шорцы Алтая. Огонь-Мать у кетов, Бокам, мыслилась
также Женщиной, неизменно живущей в костре или очаге со своими детьми. Зола
очага, взметнувшаяся от ветра,— это пыль, поднятая бегающими и играющими детьми
Бокам. Любопытна мифологизированная кетская сказка с такими архаичными
деталями, как мотив отдачи «доли» природной стихии, Огню. В ее основе лежит
древний миф, прославлявший всемогущий Огонь. «Старик один с детьми жил. Огонь
вечером трещит, искры летят, говорит Она [Огонь[: „Старик, я тебя
кормлю!". Старик в Огонь плюет: „Это я тебя кормлю!". Дразнит! Огонь.
Огонь у Старика того век тух... Старик с детьми голодом стал помирать... Огонь
ему сказала: ,.Теперь ты сына печень вынь — тогда Огонь тебе будет!".
Старику сына жалко, по без Огня нельзя. Сына он печень вынул... Тут у него
Огонь получился. Тогда Старик стал людей учить, чтобы не дразнили Огонь: плохо
будет!»
|