СКУЛЬПТУРЫ ЭПОХИ МАМОНТА
Центральная Франция
между реками Луарой на севере и Гаронной на юге предстает подлинным музеем палеолитического
искусства под открытым небом. Пещеры с росписями и гравировками, редкие
барельефы и многочисленные антропоморфные статуэтки — все это составляет
золотой фонд мирового изобразительного искусства ранних форм. Ранних — не
значит несовершенных. Женщина и Конь, Женщина и Бизон у входа в пещеру Ла Магдален
— таковы почти метровой высоты рельефы, созданные первобытным скульптором в
конце верхнего палеолита. Не менее впечатляет другой рельеф, относящийся к той
же эпохе: три высокореалистичные женские фигуры на стене пещеры
Англь-сюр-Англен. Наконец, развернутая барельефная композиция более ранней,
ориньякской, эпохи, в которой женщины «заклинают удачу», мужчина — имитирует
движения охотника. Таковы знаменитые фигуры из Лосселя, где женщины держат
сосуд для питья — рог бизона, а мужчина бросает дротик... Примечательно, что
все хотя и немногочисленные, но художественно выразительные пещерные барельефы
с изображениями женщин, очевидно, намеренно выставлены на дневной свет.
Обычно памятники
наскального искусства создавались в глубоких гротах, святилищах или убежищах
первобытных общин, где праздничная ясность дня отсутствовала... Туда по
опасным подземным переходам, узким карнизам, нависшим над пропастью,
спускались мужчины и женщины, которые вели с собой даже детей — их крошечные
следы навек запечатлены в глине... Цели таких опасных для жизни походов
представлялись человеку верхнего палеолита, очевидно, необходимыми и неизбежными.
Можно предполагать, что это паломничество было частью обрядов, призванных
поддерживать и продлевать жизнь людей и животных.
Названные памятники —
это своего рода уникумы, которые были средоточием определенных сакральных
представлений. Около них совершались, очевидно, ритуальные действия. Глубоко
реалистичные по форме, они представлялись людям глубокой древности полными
мифологического содержания. Но формирующиеся мифологические образы и
представления еще не находили себе адекватных изобразительных форм. Поэтому
первыми в наскальных рисунках и малых скульптурных формах изображались руки
человека и знаки женского пола. Образ женщины оказался зашифрованным.
Изображение передавало не зримую фигуру, но лишь ее символ. Однако уже в этом
символе, распространенном в начале ориньякской эпохи верхнего палеолита (до
25—20 тысяч лет до нашей эры), была отражена ведущая идея, воплотившаяся
впоследствии в женских образах верхне-палеолитического искусства: идея
плодородия, воспроизводства, вечного возрождения жизни. В эту же начальную
эпоху появляются весьма редкие изображения тучных женщин.
В эпоху ориньяка женские
изображения распространяются особенно широко. Женские фигурки из костей
мамонта и северного оленя составляли убранство жилищ охотников Евразии. Эти
прекрасные миниатюрные скульпторы женщин далеких эпох находят в пещерах,
землянках, сооружениях из костей и черепов мамонта в бассейнах Луары, Гаронны,
в Дордони, на Рейне, Дунае, Днепре, Дону, Ангаре. Образ женщины-матери, реже
молодой девушки, оказался характерным для искусства таких памятников, как
Брассемпуи, Леспюг, Лоссель, Плто (Франция), Виллендорф (Австрия), Дольни
Весто-нице, Петржковице, Павлов (Чехословакия), Костёнки, Авдеево, Гагарпно,
Елисеевичи, Мальта и Буреть (рис. 3,3). Время появления этих памятников — 25—18
тысяч лет назад. Все они расположены в приледниковой зоне с соответствующим
экологическим фоном, тундровой и лесотундровой растительностью и животным миром.
Охотничьи коллективы были объединены узами кровного родства и общими
хозяйственными интересами, связанными с охотой на крупных травоядных —
мамонтов, бизонов и северных оленей. Возможно, в подобных общинах уже
существовало деление на половозрастные и брачные разряды.
Особенности социального
статуса мужчины и женщины, их роль в общественной жизни коллектива с особой
отчетливостью проявлялись на ранних этапах развития первобытно-общинной
формации. При определении этой роли следует руководствоваться известным
положением Карла Маркса о двух сторонах общественного воспроизводства: первой,
предполагающей воспроизводство жизнеобеспечивающего продукта, и второй —
воспроизводство людских ресурсов коллектива.. Значимость социального статуса
мужчины в эпоху первобытной культуры определялась сферой производства
материальных ценностей и обеспечения коллектива продуктами питания. Весомость
социального и семейного статуса женщины при первобытно-общинной формации была
обусловлена прочностью ее позиции как матери потомства.
Социальная роль
женщины-матери в эпоху верхнего палеолита на ранних этапах формирования
общества людей современного типа, кроманьонцев, была исключительно высока и
общественно значима. Женщина выступала гарантом стабильной демографии в
коллективах охотников. Она обеспечивала необходимое для поступательного
развития общества воспроизводство людского потенциала. В то же время
специфические черты психофизического склада женщины обусловили особое отношение
к ней уже на ранних стадиях развития культуры верхнего палеолита. Она
воспринималась как феноменальное существо, обладающее способностью активного
вмешательства в мир сложных взаимоотношений человека и природы. Подобным
представлением о женщине, сложившимся в эпоху формирования мифологических
традиций, объясняется ее причастность к культово-магической сфере жизни
первобытного коллектива. Судя по изобилию статуэток женщин, которые мыслились
Матерями Природы, в эпоху расцвета идеологии матрилинейных общин верхнего
палеолита, очевидно, утвердились мифологизированные представления о
материнских природных началах. В это время господства первобытного реализма появляются
и первые немногочисленные изображения мужчин.
|