В конце верхнего палеолита, после некоторого спада в развитии женских образов, вновь появляются многочисленные изображения женщин. Это и пышные, и суховатые матроны. В мадленскую эпоху конца верхнего палеолита художественное воплощение получают сцены с антропоморфными, зоо-, орнптоморфными, а также фантастического вида мифологическими персонажами. Сцены эти обычно оригинальны и практически не повторяются..
Изобразительное искусство эволюционировало вслед за мифологией. Творцы прихотливых мифологических образов глубокой архаики передавали с их помощью идеи тотемизма. Не исключено, что именно предки-тотемы и культурные герои определяли основное содержание гравировок и живописных полотен. В Приангарье при раскопках Мальты и Бурети было найдено множество художественных изделий, в том числе женских статуэток. Они засвидетельствовали существование сибирской традиции художественного творчества, которое, однако, развивалось в общем русле канонов евразийского искусства верхнего палеолита. Стоянка Мальта по своей значимости может быть поставлена в один ряд с самыми известными местонахождениями верхнего палеолита как Восточной, так и Западной Европы. Она была обнаружена местными жителями в 1928 году и исследовалась известным антропологом и археологом М. М. Герасимовым, а также археологом Г. И. Медведевым. Возраст Мальты —23 + 5 тысяч лет. По инвентарю и жилым постройкам Мальта больше сходна с памятниками верхнего палеолита Европы, чем Сибири. Происхождение культуры, представленной этим памятником, во многом остается неясным. Как бы ни решался этот вопрос, очевидно одно — уникальные для Сибири женские статуэтки иллюстрируют подлинный всплеск художественного гения древних предков народов восточных регионов нашей страны.
В каких условиях создавались эти прекрасные образы, истинные шедевры скульптурной пластики древнего каменного века Сибири? Нашему современнику трудно представить ту природную и бытовую обстановку, в которой протекала жизнедеятельность насельников Приангарья, опытных охотников на мамонтов, носорогов и северных оленей, более 20 тысяч лет назад...
Основной тип жилища Мальты — круглый чум. Примечательно, что поселение располагалось как раз на пути миграций северных оленей, основных промысловых животных общин. Люди обитали в четырнадцати жилищах, которые стояли в два ряда, по семь жилищ в каждом. За ними находились ритуальные ямы с разнообразным культовым содержимым. Очевидно, найденные в Мальте погребения ребенка с набором украшений, а также мамонтенка были совершены при закладке жилищ. Эти события обычно сопровождались жертвенными ритуалами. Таким, в предельно кратком изложении, представляется быт общины, члены которой изготавливали в обрядовых целях миниатюрные женские статуэтки — выдающиеся произведения древней скульптуры.
В Мальте найдено двадцать девять статуэток, преимущественно женских. Примечательны условия залегания скульптур. Они обнаружены внутри жилищ прикрытыми сверху костями крупных животных или плитками известняка. Возле одного из очагов лежали рядом скульптурка женщины и костяной орнаментированный стержень, возможно скульптурное изображение пушистого хвоста какого-то животного. У очага другого жилища обнаружены обломок женской статуэтки, браслет и пластинка из бивня мамонта. Недалеко располагались маленькая женская статуэтка и овальное украшение из бивня мамонта. Наибольший интерес у археологов вызвало жилище размером 3x4 м, которое представляло собой слегка вытянутый четырехугольник, обложенный со всех сторон плитами. Посередине постройки был устроен очаг из трех плит. Вокруг него сохранилось много золы, кусочков древесного угля и пережженных костей... У очага лежали четыре статуэтки женщин. Отдельно лежала изготовленная из бивня мамонта статуэтка длиной 92 мм.
Черты лица ее были детально проработаны, голову украшала сложная прическа. Остальные три фигурки залегали ярусно, одна над другой, в специальном углублении, заполненном мелкими стружками бивня мамонта. У верхней из статуэток просматриваются следы от сверления. Видимо, мастер предполагал сделать отверстие для подвешивания. Скульптурка в таком случае висела бы «вниз головой», вероятно для того, чтобы она не «ожила» и не начала «действовать» бесконтрольно. В скульптуре высотой всего 51 мм запечатлена полная женщина с курчавыми волосами.
Оригинальностью отличается группа статуэток, изображающих людей в одежде. Это одно из древнейших свидетельств давнего бытования одежды арктического типа. Среди находок есть скульптурка обнаженной, украшенной лишь перевязью и поясом женщины. Еще одна фигурка отличается особо старательной проработкой черт лица, полного эмоциональной живости.
Большая серия женских статуэток из Мальты представляет значительный интерес с различных точек зрения. Так, большинство исследованных образцов (12 экземпляров) было изготовлено из бивней мамонтов, и лишь один — из рога северного оленя. Археолог может лишь предполагать, что руководило древним скульптором-резчиком при выборе материала: чисто технические соображения удобства изготовления или тотемное представление о связи образов женщины и животного. Для воплощения абстрактной идеи древний мастер брал за основу конкретную модель. Отсюда разнообразие причудливых причесок, пышность или приглаженность волос, особенности фигуры. Наконец, изредка мастера достигали подлинных высот художественного творчества, пытаясь передать в скульптуре динамику черт лица и одухотворенность образа.
Какова семантика женского образа, воплощенного в статуэтках? Отвечая на этот вопрос, обратим внимание на места их находок — это очаг и периферия жилища. Иногда скульптурки размещались в земляных ямах. Они были тщательно прикрыты, как важные сакральные предметы, подлежащие длительному хранению и почитанию. Очевидно, в этом отразились представления о функциональной связи изображений женщин с огнем-очагом и землей. Не случайно статуэтки уложены ярусно: возможно, так выражено стремление передать представление о ярусности нижнего мира, мира мертвых.
|