Верхнепалеолитические
женские статуэтки, вероятно, следует считать изображениями различных Матерей
Природы. В этой связи можно говорить об архаических Матерях — Земле-Матери,
Огне-Матери, призванных не только охранять жилище и его обитателей, но и
регулировать природные процессы. Такую роль, очевидно, выполняли женские
фигурки, известные по сибирским и европейским памятникам. Сосредоточение
подобных фигур в одном месте, что характерно для Мальты и для Костёнок,
свидетельствует в пользу гипотезы о «сестринских» отношениях этих женских
мифических персонажей. Земля, огонь были, вероятно, наиболее древними
почитаемыми природными стихиями у многих народов. Так, мифы об огне бытовали,
например, у древнего населения Южной Америки уже в эпоху палеолита, как
предполагают этнографы.
Тема связи женщины и
зверя в ее древнейшем контексте также может быть прослежена на мальтинских материалах.
Тотемистические представления, очевидно, существовали уже в те времена
палеолитической архаики когда человек осознавал себя органической частью единой
и неделимой природы. Предки-тотемы, считали древние, вступали в брачные
отношения со своими создательницами, Матерями Природы, либо были их «детьми»
антропозооморфной природы. Среди мальтинских находок есть несколько статуэток,
показывающих связь людей с миром животных. Находка в одном из жилищ скульптуры
мужчины в канале позвонка северного оленя подтверждает наличие сложной
семантической связи между образами мифических людей и мифических зверей, порожденных
Землею. Если некоторые из этих статуэток считать женскими, наряженными в шкуры,
то тогда в них можно различить отчетливую связь между образами женщины и зверя.
Буреть — вторая
знаменитая верхнепалеолитическая стоянка на Ангаре. Некогда здесь, как и в
Мальте, было стойбище охотников на мамонта и северного оленя. - Жилища Бурети
подобны жилищам Мальты. Особое внимание привлекают образцы, подчас уникальные,
малой скульптурной пластики этого памятника. В Бурети обнаружено шесть
скульптурой из бивня мамонта и змеевика. Возможно, две-три из них изображают
мужчин.
Интересны женские
фигурки. Одна из них—классических массивных форм, другая — запечатлела женщину в
головном уборе наподобие капора, и, наконец, третья, самая крупная, покрыта
месяцевидными знаками. Характерно, что статуэтка эта лежала в жилище под
анатомически правильно располагающимися позвонками крупного травоядного
животного, вероятно северного оленя. С боков ее прикрывали плоская галька и
трубчатая кость дикого осла. Возможно, подобный, связанный с жилищем комплекс,
в котором оказались совмещенными скульптурка женщины и кости животного,
представляет собой отражение идеи тотемного брака.
Бизон, пронзенный
копьем, умирает, мужчина с птичьей головой падает, а маленькая птичка
бесстрастно сидит на шесте... В чем смысл этой «доисторической драмы»,
запечатленной на стене французской пещеры Ляско?. Ответ на этот вопрос
представляется таким же дискуссионным, как и догадки о семантике искусства
евразийского верхнего палеолита в целом.
Изобразительное
искусство верхнего палеолита как бы сфокусировало в своем истоке, в
первоначальных для мирового искусства образах самые разнообразные идеи и начинания.
В настоящее время можно со всей определенностью говорить лишь о том, что в
верхнепалеолитических изображениях воссозданы определенные мифологические
образы мужчин, женщин, а также человекоподобных и синкретичных существ. В
процессе же интерпретации этого яркого искусства ничто не может быть безусловно
отвергнуто: ни магия обрядов, ни элементы современной детской психологии, ни
ранний тотемизм! И хотя, по мнению французского исследователя древнего
искусства А. Леруа-Гурана, «дым костров Австралии» затемняет истинный смысл
палеолитических образов, без их огней истина все же не будет высвечена. Чрезвычайно
жесткая обусловленность интерпретаций А. Леруа-Гурана и французской исследовательницы
палеолитического искусства А. Лямэн-Амперер — во многом дань рациональной
четкости, принятой ныне в гуманитарных науках. Но искусство — это жизнь,
выраженная через образы, и, как сама жизнь, многозначно и многообразно,
Возможность отражения в искусстве древнекаменного века представлений о
тотемах, в охотничьей маскировке, пантомимах и танцах, отвергнутую французскими
учеными как недоказуемую, все-таки следует принимать в расчет при анализе
росписей и гравировок верхнего палеолита. Так, на стенах испанской пещеры
Альта-мира теснятся изображения антропоморфных существу птицеобразными
головами, а также кабанов и ланей. Иногда рисунки перекрывают друг друга. Некоторые
из мифологических персонажей — мужского пола. Особенно выразительна фигура с
крыльями и копьем. Обращает на себя внимание многочисленность существ,
олицетворяющих какие-то силы живой природы, типа представителей мира иго из
архаической мифологии нганасан.
Галерея иных образов,
часто с признаками мужского пола, представлена во французских пещерах Комбарель
и Три Брата. Несомненный антропоморфизм персонажей органично сочетается с характерными
чертами конкретных животных — это человек-мамонт, человек-бизон. Па рисунках запечатлены
классические тотемы, полулюди-полуживотные, которых считали перво-предками
коллективов людей и чьи образы известны в мировой, в том числе сибирской
мифологии.
|