Сложный образ
антропоморфного существа с рогами оленя, головой совы, передними звериными
лапами и хвостом — еще одно известное изображение синкретичного мужского
персонажа. Мифический герой исполнен древним художником в технике резных линий
росписи в специальном святилище — в труднодоступном углублении стены зала,
который располагался в 400 м
от входа в пещеру Три Брата. Местоположение рисунка, сложность образа, его значительность
позволяют предполагать, что это главное действующее лицо определенного мифологического
цикла, объект почитания первобытного коллектива..
Динамичные сцены и
сложные композиции, искусство изображения которых расцвело в мадленскую эпоху
конца верхнего палеолита Франции,— предмет особого внимания исследователей
первобытной идеологии и ее мифологизированных выражений. Сцена запечатлела
героев шествующими с копьями или палками на плечах, танцующими или толпящимися
вокруг остова бизона, куда-то спешащими. В подобных композициях «действуют»
антропоморфные персонажи, их облик однотипен, черты не детализированы. Напротив,
в сценах с животными антропоморфные образы выглядят выразительными, иногда до
гротескности. Уникальное изображение антропоморфного существа рядом с животными
было обнаружено и в нашей стране, в Приуралье, в знаменитой Каповой пещере.
Жизненный цикл первобытного человека и его мифические представления запечатлены
в этих поразительных образцах его раннего творчества.
Женщина заклинает,
мужчина действует — таковы основные сюжеты известных барельефов Лосселя, в которых,
очевидно, выразилось понимание древним мастером законов реального взаимодействия
человека и природы. «Напрасно думают, что женщины слабее мужчин в охоте.
Домашнее колдовство сильнее, чем заклинания, которые произносятся в тундре...
Тщетно ходит мужчина, но те8 что сидят у лампы,— сильны, им легче подозвать
любую дооычу»,— говорил старик-эскимос этнографу В. Г. Тану-Богоразу. Образ мужчины
в первобытных мифологиях в искусство более противоречив, сложен и многочленен в
своей семантике, чем образ женщины. Это четко отражено в живописи и графике
верхнего палеолита. Образ мужчины в архаических представлениях был многоплановым:
как антропозооморфный тотем, первопредок этнической общности, наконец,
реальный выдающийся охотник, чья деятельность на благо коллектива делала из него
персонажа мифологических легенд.
Классические примеры
древнейшего искусства Запада при всей своей уникальный неповторимости свидетельствуют
о том, что образы мифологических героев Сибири — предков-тотемов и культурных
героев — созданы в едином русле общемирового творческого процесса. Убедительные
доказательства этого — можно найти в наскальном искусстве Сибири, древнейшей
графике и скульптуре.
К архаическим относятся
изображения властелина тундровых просторов палеолитической Сибири — мамонта.
Они известны по графике Мальты на Ангаре и Берелёха на Индигирке, по скульптуре
Малой Сын на Белом Июсе и Усть-Ковы на Ангаре, Датировка стоянки древних
охотников Усть-Ковы близка мальтийской — 23 920 ± 310 лет до нашей эры. Здесь
же обнаружено изображение птицы. Скульптурка птицы представляет особый интерес
в связи с ярко выраженной орнптоморфностью древнейших образов сибирских мифологий.,
Принципиальное единство
путей развития изобразительных форм и сюжетов в древнейшем искусстве Евразии,
как и питавших их мифологических образов, демонстрируют наскальные рисунки
антропоморфных персонажей из Восточной и Западной Сибири. Чрезвычайно
выразительны рисунки из Верхней Бурети на Ангаре. Наибольший интерес вызывают
зафиксированные на скальных выходах орнитоморфный персонаж, зооантропоморфная
фигура с рогами и хвостом (со знаком мужского пола), антропоморфизированная
фигура медведя, персонаж с развилкой рогов и тут же — лось и птица.
Рогатая фигура мужского
пола, показанная древним художником в молитвенной позе адорации — с поднятыми
руками, и лось изображены на Втором Каменном острове на Ангаре. Два подобных
же рогатых мужских персонажа изображены под хороводом человеческих фигур и над
цепочкой идущих лосей. Мужчина с короной из рогов оленя известен по писаницам
Большой Кады. Аналогичные образы запечатлены на рисунках в Забайкалье: схематичное
изображение — на писаницах Селен-дума, фигура шаманского облика — в пади
Онохой.
Как интерпретировать эти
неоднозначные образы? Возможно, в них показан человек-зверь. Несмотря на схематизм
изображения, можно предположить, что рога были оленьи и лосиные. Человеком-оленем,
человеком-лосем — так, очевидно, представляли героя тотемного круга,
зооморфного предка (вспомним Дяйбанго у нганасан, Кандальдука у селькупов). Эпоха
создания подобных мифологизированных рисунков — неолит, а отчасти и ранний
бронзовый век, о чем свидетельствуют другие, органично соседствующие с ними
рисунки.
Иногда на писаницах
показывали борьбу зооантропоморфных мифических героев: на скале у Свирска персонаж
с развилкой рогов борется с медведем, в Большой Каде длиннохвостое существо
антропоморфного облика становится жертвой мужского персонажа, захватившего его
голову в пасть. На камнях Сухой Бали на Ангаре так называемый махальщик
изображен в окружении лосей, вероятно во время охоты. Примечательны динамизм
подобных сцен, а также очевидное стремление показать взаимодействие
мифического героя и реального зверя — медведя или лося.
|