Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 10:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 1
ВОЖДИ И ШАМАНЫ
В архаических мифологиях мира женщине отведена фундаментальная роль созидательницы Природы, пода­тельницы жизни и родоначальницы, мужчине — динамич­ная роль устроителя и преобразователя природы и со­циума.
Обаятелен образ юного существа — культурного ге­роя, распространенный поистине глобально как в мифо­логии, так и в раннем фольклоре. Деяния культурного героя связаны с облагораживанием   Земли,  созданной Матерями Природы, с добычей материальных благ для первых поколений людей, с утверждением определенного общественного устройства. Часто действия культурного героя тесно переплетены с делами Матерей Природы, в осо­бенности Земли-Матери. Культурный герой «доделывает» ландшафт сотворенной земной поверхности, вместе с бо­гиней-Матерью пытается создать более совершенное жи­вое существо, человека. Культурный герой пребывает в определенной родственной зависимости от основной Ма­тери Природы: он мыслится как ее сын либо муж. Куль­турный герой выступает как бы связующим звеном между великими творцами-космогонами и созданными ими жи­выми существами. Он постоянно действует на благо кол­лектива людей. Примечательно, что в мифологизирован­ном сознании первобытных людей создание социальных институтов представлялось в виде процесса аналогичною саморазвитию в природе.
Несмотря на разноэтничность племен охотников верхнего палеолита, рассеянных в евразийских тундрах и ле­сотундрах, в культуре этих людей можно отметить приме­чательное сходство мифологических образов. Человечество развивалось на этом начальном этапе зарождения совре­менных культурных форм единым потоком. Вот почему есть основание предполагать, что в эту яркую эпоху «ут­ра человечества» в мифологии и навеянном ею изобрази­тельном искусстве существовали своего рода всепроника­ющие образы.
Одним из них был образ культурного героя, запечат­ленный в монументальном и прикладном искусстве. Мно­гочисленные изображения представителей фауны камен­ного века в пещерной живописи Франко-Кантабрийской зоны Западной Европы (Южная Франция и припиренейские области Испании), сцены поклонения на костяных гравировках, поедания, танцев вокруг поверженного жи­вотного, возможно, отражают зарождение тотемических представлений. Самих культурных героев изображали в человеческом либо животном облике (мамонтом, оленем, бизоном). Истоки зарождения этих образов, характерных своей множественностью и повторяемостью, уходят в глу­бины мифологии.
Образ культурного героя первобытности был собира­тельным. Его деятельность символизировала творческий потенциал коллектива, в котором индивид как экономи­чески и творчески обособленная личность еще не выделил­ся. Подобный психологический феномен и его социальная обусловленность воплотились в особенностях образа куль­турного героя.
Это мифическое существо в представлениях древних выступало в зооморфном или орнитоморфном облике. Органичная связь с природой не позволяла первобытному человеку видеть своих предков в иных формах. Таким было его видение окружающего мира, в котором перепле­тались фантастика и стихийный материализм. Следует упомянуть еще об одном аспекте образа культурного ге­роя — его изначальной множественности. Как уже ука­зывалось, первобытное мифологизированное мышление бы­ло образным, причем мифические образы представлялись во множестве ипостасей. Так, категория Матерей Природы включала многие образы. Множество Матерей Природы трансформировалось в представления о нескольких, а за­тем о двух Сестрах-созидателышцах, и наконец, о главной Матери Природы, обычно Земле-Матери. Параллельно про­должался процесс антропоморфизацин образа, вызванный прогрессивной эволюцией самосознания творцов мифов. В тех же рамках мифологических трансформаций эволюционировал и образ культурного героя. О нем в наши дни сохранились лишь отрывочные сведения. Чаще всего упо­минается образ одного культурного героя. Иногда он изо­бражается, подобно двум Сестрам-созидательницам, в па­пе Парные мужские образы (два брата или братья-близ­нецы) в мифологиях мира встречаются гораздо чаще, чем парные женские. Можно предполагать, что древнейшей структурной чертой образа культурного героя — праро­дителя или подателя культурных благ — была именно многочленность, множественность. Очевидно, это было мифическое сообщество братьев, предков этноса, устрои­телей ландшафтов племенной территории, покровителей своих потомков — людей.
Культурный герой народов Сибири — яркий мифоло­гический образ, равнозначный наиболее выразительным образам мифологий мира. Ворон у чукчей, коряков, эски­мосов, ительменов; Дебегей у юкагиров; Дяйбанго у нганасан; Диа у энцев; Йомбо у ненцев; Ивуль у эвенков; Ите у селькупов; Оделоко у долган; Альбэ и Дох у кетов; Эква-Пырищ у хантов и манси — таковы культурные ге­рои сибирских мифологий.
Внешний облик и деяния сибирского культурного ге­роя изменяются в зависимости от степени архаичности мифологических структур. Он выступал как зооморфный или орнитоморфный предок, юноша — борец со зловещи­ми силами, а далее как герой, стоящий на пороге «погру­жения» в мистический мир шаманства, и наконец как создатель сказочной фантастики и эпоса.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2151 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>