ВОЖДИ И ШАМАНЫ
В архаических мифологиях
мира женщине отведена фундаментальная роль созидательницы Природы, подательницы
жизни и родоначальницы, мужчине — динамичная роль устроителя и преобразователя
природы и социума.
Обаятелен образ юного
существа — культурного героя, распространенный поистине глобально как в мифологии,
так и в раннем фольклоре. Деяния культурного героя связаны с
облагораживанием Земли, созданной Матерями Природы, с добычей
материальных благ для первых поколений людей, с утверждением определенного
общественного устройства. Часто действия культурного героя тесно переплетены с
делами Матерей Природы, в особенности Земли-Матери. Культурный герой
«доделывает» ландшафт сотворенной земной поверхности, вместе с богиней-Матерью
пытается создать более совершенное живое существо, человека. Культурный герой
пребывает в определенной родственной зависимости от основной Матери Природы:
он мыслится как ее сын либо муж. Культурный герой выступает как бы связующим
звеном между великими творцами-космогонами и созданными ими живыми существами.
Он постоянно действует на благо коллектива людей. Примечательно, что в мифологизированном
сознании первобытных людей создание социальных институтов представлялось в виде
процесса аналогичною саморазвитию в природе.
Несмотря на
разноэтничность племен охотников верхнего палеолита, рассеянных в евразийских
тундрах и лесотундрах, в культуре этих людей можно отметить примечательное
сходство мифологических образов. Человечество развивалось на этом начальном
этапе зарождения современных культурных форм единым потоком. Вот почему есть
основание предполагать, что в эту яркую эпоху «утра человечества» в мифологии
и навеянном ею изобразительном искусстве существовали своего рода всепроникающие
образы.
Одним из них был образ
культурного героя, запечатленный в монументальном и прикладном искусстве. Многочисленные
изображения представителей фауны каменного века в пещерной живописи
Франко-Кантабрийской зоны Западной Европы (Южная Франция и припиренейские
области Испании), сцены поклонения на костяных гравировках, поедания, танцев
вокруг поверженного животного, возможно, отражают зарождение тотемических
представлений. Самих культурных героев изображали в человеческом либо животном
облике (мамонтом, оленем, бизоном). Истоки зарождения этих образов, характерных
своей множественностью и повторяемостью, уходят в глубины мифологии.
Образ культурного героя
первобытности был собирательным. Его деятельность символизировала творческий
потенциал коллектива, в котором индивид как экономически и творчески
обособленная личность еще не выделился. Подобный психологический феномен и его
социальная обусловленность воплотились в особенностях образа культурного
героя.
Это мифическое существо
в представлениях древних выступало в зооморфном или орнитоморфном облике.
Органичная связь с природой не позволяла первобытному человеку видеть своих
предков в иных формах. Таким было его видение окружающего мира, в котором
переплетались фантастика и стихийный материализм. Следует упомянуть еще об
одном аспекте образа культурного героя — его изначальной множественности. Как
уже указывалось, первобытное мифологизированное мышление было образным,
причем мифические образы представлялись во множестве ипостасей. Так, категория
Матерей Природы включала многие образы. Множество Матерей Природы трансформировалось
в представления о нескольких, а затем о двух Сестрах-созидателышцах, и
наконец, о главной Матери Природы, обычно Земле-Матери. Параллельно продолжался
процесс антропоморфизацин образа, вызванный прогрессивной эволюцией
самосознания творцов мифов. В тех же рамках мифологических трансформаций эволюционировал
и образ культурного героя. О нем в наши дни сохранились лишь отрывочные
сведения. Чаще всего упоминается образ одного культурного героя. Иногда он изображается,
подобно двум Сестрам-созидательницам, в папе Парные мужские образы (два брата
или братья-близнецы) в мифологиях мира встречаются гораздо чаще, чем парные
женские. Можно предполагать, что древнейшей структурной чертой образа
культурного героя — прародителя или подателя культурных благ — была именно
многочленность, множественность. Очевидно, это было мифическое сообщество
братьев, предков этноса, устроителей ландшафтов племенной территории, покровителей
своих потомков — людей.
Культурный герой народов
Сибири — яркий мифологический образ, равнозначный наиболее выразительным
образам мифологий мира. Ворон у чукчей, коряков, эскимосов, ительменов;
Дебегей у юкагиров; Дяйбанго у нганасан; Диа у энцев; Йомбо у ненцев; Ивуль у
эвенков; Ите у селькупов; Оделоко у долган; Альбэ и Дох у кетов; Эква-Пырищ у
хантов и манси — таковы культурные герои сибирских мифологий.
Внешний облик и деяния
сибирского культурного героя изменяются в зависимости от степени архаичности
мифологических структур. Он выступал как зооморфный или орнитоморфный предок,
юноша — борец со зловещими силами, а далее как герой, стоящий на пороге «погружения»
в мистический мир шаманства, и наконец как создатель сказочной фантастики и эпоса.
|