Древнейшие мифы
палеоазиатских народов северо-востока Сибири объединяются в «Цикл Ворона». В
свою очередь, древнейшие мифы о Вороне, культурном герое, объединяются в цикл
«Вести Творения». В них повествуется о создании Земли и ландшафта, добывании
огня и света, наполнении водоемов водой... Тут черная природная окраска Ворона
получает свое мифологическое истолкование, говорится и о сопровождающих его
перелетных птицах, а также его антиподе Орле. Возможно, на древнейших стадиях
мифотворчества в сознании коллективных творцов существовало несколько образов
птиц, которые выполняли функции культурных героев. Они действовали подобно
героям архаических мифов Австралии, группой. Впоследствии, согласно законам
эволюции жанра, на первый план выдвинулся один главный герой — первопредок
Ворон.
Основной культурный
подвиг Ворона (добывание света и огня, а также приспособления для его
высекания) известен по мифам всех народов, населявших северо-восток Азии.
Примечательно, что деяния Ворона воспеваются также в мифологиях индейских
племен тлинкитов, хайда цимгаиап и квакиутль, населяющих северо-западное, Тихоокеанское
побережье Северной Америки. Распространение мифов о Вороне по обоим берегам
северных пределов Тихого океана подтверждается фактами археологии. Предполагают,
что в эпоху верхнего палеолита заселение Нового Света происходило из Сибири
через Берингов пролив.
Если основными
носителями древнейшей части «Цикла Ворона» на севере Азиатского материка
выступают ительмены и коряки, то на севере Американского континента —
индейцы-атапаски и уже упоминавшиеся тлинкиты и хайда. У северных атапасков
сохранилось архаическое деление на фратрии Ворона и Волка. В их мифах Ворон
выступает как культурный герой, создавший двух Прародительниц этих фратрий.
Особо примечателен миф о
сотворении Земли — полуострова Аляски. В нем рассказывается о том, что Ворон
создал Аляску, устав лететь над просторами бескрайнего Океана с родичами своей
жены — Гусыней, Уткой, Казаркой и Журавлем... Возможно, в этом древнем мифе,
примечательном составом «птичьего народа», в образной форме отражены реальные
факты переселения предков современных индейских племен из Старого в Новый
Свет.
Таков один из
показательных примеров соотнесения понятий «мифология» и «история», в котором,
согласно нормам коллективного мифологического мышления и творчества,
оказываются как бы спрессованными во времени реальные исторические факты
значительной хронологической протяженности. Исторический факт, зафиксированный
в сознании многих поколений посредством передачи его в форме мифического
сказания, дошел до наших дней в виде поэтического мифа с признаками глубокой
архаики. Сам миф в данном случае выступает в роли своего рода исторической
хроники, в которой факты реальности реконструируются лишь путем кропотливого
ретроспективного моделирования. При этом полностью учитываются особенности
переноса мифологической семантики на события доисторической архаики.
Очевидно, мифы «Цикла
Ворона» образуют древнейший общепалеоазиатский пласт, ядро которого
сформировалось на Азиатском материке у северо-восточных палеоазиатов в
верхнепалеолитическую эпоху еще до того, как палеоазиатские народы (точнее, их
предки) вступили в контакт со своими нынешними соседями.
Чукотские мифы о Вороне
— древнейшие в палеоазиатском цикле. В них Ворон выступает культурным героем,
напоминающим австралийских тотемных предков: как и в мифах Австралии, деяния
Ворона предопределяют устройство природы и социума на вечные времена жизни
рода человеческого. Создание Мира, добыча огня изображены детально, с точным
упоминанием бытовых подробностей. «Было темно на Земле, люди жили при свете
костра. Камень был им пищей, черный камень — мясом, белый — жиром. Ворон летал
над Землей, говорит: „Отчего так худо создали Вселенную?". Полетел во
Вселенную, принадлежащую Келэ (отрицательный персонаж). Там — спрятано
Солнце... Дочь Келэ играет мячом в переднем шатре. „Когда же Солнцем буду играть?!",—пищит
девочка. Дали ей Солнце. Ворон-Куркыль подхватил его и полетел прочь...
Солнце засияло и поднялось вверх. Келэ бежал...Потом говорит Ворон: „Создам
еду!". Нашел тальник, пнул его ногой — стали олени, стадо огромное. Потом
говорит: „Создам воду!". Полетел над Землей, одно крыло волочит, борозду
делает, по борозде течет речная вода. Создал реку, создал и Море, место для
рыбной ловли и для тюленьего промысла. Создал рыбу, тюленя, моржа, лахтака.
Потом создал медведя, оленя, волка, лису, песца. Потом говорит: „Довольно
теперь даров! Стану незримым, буду летать над Землей, шумя пугать". И стал
Громом». В этом мифе, записанном от чукчанки Кутиэвут в 1895 году зачинателем
изучения фольклора народов Севера В. Г. Таном-Богоразом, особо оговаривается
создание оленей. Это объясняется древнейшей континентальной основой мифа. Миф
относится к эпохе культуры охотников на дикого северного оленя каменного века.
Упоминание в нем моря и животных морского промысла составляет более поздний
пласт. Солнце — шар для игры — чрезвычайно распространенный образ палеоазиатско-индейских
мифологий. Можно предположить, что игра в мяч из травы или кожи была
изобретена в глубокой древности. Подобные, казалось бы незначительные, детали
мифов позволяют восполнить то, что в силу естественных свойств материала не
сохраняется ни на поселении, ни в погребальном комплексе. Напротив, наскальные
изображения даже при затруднительности тонного датирования их, представляя в рисунках
сцепы мифологических сказаний, существенно дополняют устные известия. Так, на
одной из нижнеамурских скал запечатлен ворон с солнцем в клюве что можно
воспринять как своего рода иллюстрацию к мифам о добывании Вороном Света и
Солнца.
|