В пересказанном выше
мифе Ворон действует один. Но известны также мифы, в которых этот культурный герой
народов Крайнего Севера участвует в событиях вместе с другими птицами, причем
часто последние наиболее активны. Изначально такие персонажи могли быть культурными
героями, которые мыслились как братья. Специально изучавший проблему тотемизма
В. Г. Тан-Богораз справедливо предполагал, что периоду выделения особо почитаемого
зверя пли птицы предшествовало время «массовой зоолатрии». На древнейшем этапе
мифотворчества предки-тотемы в зоо- или орнитоморфном облике действуют сообща.
Позднее из этой группы творцов человеческой культуры и выделился собственно
культурный герой.
Дяйбанго — Сирота-бог,
культурный герой нганасан, в многочисленных произведениях мифологии и фольклора
предстает в роли предка и покровителя своего народа. Этот персонаж древнейшего
происхождения фигурирует в мифологической архаике вместе с другими основными
персонажами нганасанских мифов. Дяйбанго выступает как брат, сын или муж
Земли-Матери, а также и других Матерей Природы, что отражает древнейшие формы
группового брака. Функцию мужей Матерей Природы исполняют и Девять Парней
Сырада — сыновья зловещей Нижней Матери, Сырада Нямы. В этом факте можно
проследить отголосок первоначальной множественности образов культурных героев.
В мировой мифологической системе есть примеры, в которых уже антропоморфизнрованные
культурные герои представлены целой группой братьев. Так, в мифах жителей
островов Тихого океана называются Кат и его одиннадцать братьев, Тагаро-Мбити
и его девять братьев, Тагароа и его братья. Как видим, здесь уже выделился
главный герой — обычно младший брат.
Показателен внешний
облик нганасанского Дяйбанго: он предстает в виде Дикого Оленя или Человека с
рогами Оленя, что следует рассматривать как более позднюю модификацию. По мере
мифологической эволюции Дяйбанго превращается в плута и весельчака Дяйку
молодого насмешника и забияку. Не таков однако его исходный образ, упомянутый
вместе с Моу-Нямы в древнейших мифах времен Творения наряду с зоо- и
орнитоморфными мифическими персонажами. Там Дяйбанго — первый Человек и
истинный культурный герой, добывающий блага для своего народа.
Представления о Дяйбанго
разнообразны, но в целом достаточно архаичны. Так, по одной мифологической версии,
Дяйбанго вышел из-подо льда. Возможно, это намек на то что героя родила
Луна-Мать от старшего из девяти парней Сырада. Многочисленные братья Сырада
существовали изначально относительно главного героя — Дяйбанго. По другой
версии, он сын дочери Моу-Нямы, то есть внук Земли-Матери. В поэтичном повествовании
о воспитании культурного героя говорится, что он рос в колыбели
Солнца-Матери, хотел выпрыгнуть в пургу, но Лебедь подхватил его и унес к
Дялы-Нямы, Свету-, или Дню-Матери. Дялы-Нямы, как и Дяйбанго, была рождена от
одного из парней Сырада, поэтому они мыслятся ближайшими родственниками.
Дяйбанго имеет двух жен:
старшую — Кичеда-Нямы, Луну (по иной версии, она его мать), и младшую —
Дялы-Нямы, Свет, или День. Вместе со своими женами, архаическими Матерями
Природы, Дяйбанго держит «нити жизни» каждого человека в отдельности и всех
народов. Пробыв три дня с Днем-Матерью, он отправляется к Луне-Матери. «И
каждый день родит Дялы-Нямы»: в солнечную погоду она идет дорогой своей
матери, Солнца, а в холодную, ненастную — дорогой отца, мрачного Сырада... «До
весны Солнце-Мать — Коу-Нямы — спит с Сырада-парнями. Весною теплое время
настает... потом она родит, и вода везде пойдет... Но если один из Сырада спит
ночью с Коу-Нямы, то диких оленей не будет. Коу-Нямы не может его прогнать.
Друг ее — Дяйбанго. Сырада же силой входит к Солнцу-Матери...»— повествует
древний нганасанский миф. Парни Сырада, состоящие с Солнцем-Матерью в
групповом браке, ходят к ней поодиночке, по старшинству, отсюда хорошие дни
(похожие на мать) и плохие (на отца). Обращает на себя внимание положительная
оценка женского начала и отрицательная — мужского, которая могла возникнуть
лишь в эпоху идеологической и культурной доминации женского образа. Представления
традиционной культуры настолько глубоко проникали в сознание ее носителей, что
они пользовались ее категориями при обозначении обычных жизненных явлений.
Неудивительно поэтому, что о погожем дне июля нганасаны говорили: «Сейчас у
Коу-Нямы находится Дяй-банго, добывает тепло».
Представления о древнем
культурном герое проникли и в позднейшие проявления шаманства. Считалось, что
духи-помощники шаманов (гуси, лебеди, орлы и другие) рождены Светом-Матерью
именно от Дяйбанго, он — их отец. В то же время Дяйбанго — персонаж архаических
мифов правремени, начала становления Земли, появления людей и диких оленей.
«Сперва кругом была вода. Только вершины камней было немного видно. Потом стало
немного земли. Появилась лайда (равнинное место). На лайде — маленький тальник
и два человека, мужчина и женщина. Сперва они траву ели, потом выросли, нашли
двух телят маленьких... потом родились и делились. Отец с матерью у Пясины
остались, дети — на Таймыру-реку ушли. Первого мужчину звали Дяйба (Сирота). Он
был нго (бог)»,— повествуется в мифе о происхождении нганасан от Дяйбанго.
|