Есь — верховный бог
кетов — выполняет три функции: главного божества, первоначально, очевидно, это
Небо как таковое (сравним индоевропейское Дейно — дневное сияющее небо);
демиурга-устроителя и культурного героя. Как культурный герой Есь действует в
паре со своим братом-близнецом Доотетом — антагонистом Еся и своего рода
антигероем. В ряде мифов Есь и Доо-тет предстают творцами земли кетов. Так,
Есь, добыв землю со дна моря, создает ровную поверхность, а точнее, землю в
верховьях Енисея. Этот мотив, возможно, как-то ассоциируется с неизвестной до
сих пор прародиной кетов. Доотет, спрятав за щеками часть земли, создает
северную,, наклонную часть земли. Есь отнимает у брата спрятанную землю и
творит на ее поверхности реки (горы и холмы), а также рыб и животных, полезных
людям. Вредоносных насекомых он опускает в яму, затыкая ее большим столбом,
который Доотет вытаскивает (распространенный мотив мировой мифологии). Среди
животных, созданных Есем, первый дикий олень — Олень Еся, лось, заяц и другие
основные промысловые животные кетов. По его велению появляется также и снег,
чтобы людям удобно было выследить зверя.
В мифических образах
братьев-антагонистов, соперников в создании Мира, яркое воплощение нашла
глобальная идея противоборства сил в природе, отраженная системой парных
противопоставлений. Эта черта свойственна множеству мифологий мира, а затем и
религий. Образы братьев или братьев-близнецов составляют обширный пласт в
древних мифологиях. Они обычно антропоморфны, но часто имеют животные
ипостаси, которые и выдают их архаические истоки. Подобные мифологические пары,
очевидно, вычленились в свое время из группы множественных персонажей, их
структурных предшественников, концентрируя в себе их наиболее типичные черты и
свойства.
В этой связи следует
вспомнить о параллели между подобными парами мужских мифологических персонажей,
культурных героев и творцов-демиургов, и архаическими парами женских
персонажей, которым, равным образом, предшествовали Сестры-созидательницы,
Матери Природы. Однако персонажи женщин-созидательниц, структурно более
архаичные, известны в мифологиях мира гораздо меньше, чем персонажи
героев-мужчин, братьев. Вероятно, это объясняется тем, что мифы плохо сохранили
следы наиболее архаичного пласта, кроме того, привлекательные своей
динамичностью, яркие, наконец, поэтичные образы культурных героев-братьев
привлекли внимание многочисленных исследователей, а также великих сказочников
Франции и Германии XVIII—XIX веков.
В мифах удмуртов о двух
братьях-антагонистах Инмар — верховный бог и демиург — противостоит своему
брату Коремету, хотя первоначально оба они «были добрыми». По приказу Инмара Керемет
достал со дна Мирового Океана землю. Он должен был принести ее во рту, но по
дороге часть выплюнул, а часть из того, что следовало отдать брату, утаил.
Когда по воле Инмара принесенный кусочек земли стал разрастаться, Керемет был
вынужден вернуть спрятанное за щекой, — Так появились горы... Инмар создал
людей, животных и растения и, закончив культурные деяния, поселился на Солнце.
Ен в мифологии коми
также верховный бог и демиург. Он — созидатель
и противостоит своему брату Омолю
(Кулю), творцу всего отрицательного. Оба вылупились из яиц, снесенных Уткой в
Первоначальном Океане, куда упали еще четыре яйца. Когда Ен нырнул за этими
яйцами, Омоль покрыл Океан льдом. Ен громом разбил лед и создал из двух яиц
землю на теле своей погибшей матери-Утки, а Омоль из других яиц — Луну и злых
духов. По другому, гораздо более древнему мифологическому варианту, Ен и
Омоль, воплотившись в Лебедя и Гагару, плавают по Первоначальному Океану. По
приказу Лебедя, Ена, Гагара приносит со дна землю, и братья создают Землю,
которая достается Ену. Гагара, Омоль, просит для себя только немного места,
чтобы воткнуть кол, но, получив его, выпускает из-под земли «вредных» животных
и злых духов. Ен, напротив, создает небо, звезды, Солнце, реки и леса. Поднявшись
на небо, он громом низвергает Омоля на землю. Оба брата лепят из глины людей:
Ен создает мужчину, а Омоль — женщину. У Ена от женщины, сотворенной Омолем,
появились дети — боги Войпель и Йома. Иногда можно увидеть жилище Ена — он
живет в «лучшей избе», и она предстает людям в виде северного сияния...
Знакомые образы пернатых
позволяют уловить древнюю основу мифа о Ене и Омоле. В мифе об Инмаре и
Керемете примечательно упоминание о первоначально равной значимости обоих
братьев. В обоих случаях отмечена первичность водной стихии. В австралийской
архаике, древнейших мифах сибирских, финно-угорских и скандинавских народов
создание Земли и людей происходит на фоне беспредельной глади Океана. Это
позволяет предполагать принципиальное единство истоков и основных, магистральных
направлений развития мифологий мира.
|