Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 23:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 6
Есь — верховный бог кетов — выполняет три функ­ции: главного божества, первоначально, очевидно, это Небо как таковое (сравним индоевропейское Дейно — днев­ное сияющее небо); демиурга-устроителя и культурного героя. Как культурный герой Есь действует в паре со своим братом-близнецом Доотетом — антагонистом Еся и своего рода антигероем. В ряде мифов Есь и Доо-тет предстают творцами земли кетов. Так, Есь, добыв зем­лю со дна моря, создает ровную поверхность, а точнее, землю в верховьях Енисея. Этот мотив, возможно, как-то ассоциируется с неизвестной до сих пор прародиной кетов. Доотет, спрятав за щеками часть земли, создает северную,, наклонную часть земли. Есь отнимает у брата спрятан­ную землю и творит на ее поверхности реки (горы и хол­мы), а также рыб и животных, полезных людям. Вредо­носных насекомых он опускает в яму, затыкая ее большим столбом, который Доотет вытаскивает (распространенный мотив мировой мифологии). Среди животных, созданных Есем, первый дикий олень — Олень Еся, лось, заяц и другие основные промысловые животные кетов. По его велению появляется также и снег, чтобы людям удобно было выследить зверя.
В мифических образах братьев-антагонистов, соперни­ков в создании Мира, яркое воплощение нашла глобаль­ная идея противоборства сил в природе, отраженная сис­темой парных противопоставлений. Эта черта свойственна множеству мифологий мира, а затем и религий. Образы братьев или братьев-близнецов составляют обширный пласт в древних мифологиях. Они обычно антропоморф­ны, но часто имеют животные ипостаси, которые и выдают их архаические истоки. Подобные мифологические пары, очевидно, вычленились в свое время из группы множест­венных персонажей, их структурных предшественников, концентрируя в себе их наиболее типичные черты и свойства.
В этой связи следует вспомнить о параллели между подобными парами мужских мифологических персонажей, культурных героев и творцов-демиургов, и архаическими парами женских персонажей, которым, равным образом, предшествовали Сестры-созидательницы, Матери Приро­ды. Однако персонажи женщин-созидательниц, структур­но более архаичные, известны в мифологиях мира гораздо меньше, чем персонажи героев-мужчин, братьев. Вероят­но, это объясняется тем, что мифы плохо сохранили следы наиболее архаичного пласта, кроме того, привлекательные своей динамичностью, яркие, наконец, поэтичные образы культурных героев-братьев привлекли внимание многочис­ленных исследователей, а также великих сказочников Франции и Германии XVIII—XIX веков.
В мифах удмуртов о двух братьях-антагонистах Инмар — верховный бог и демиург — противостоит свое­му брату Коремету, хотя первоначально оба они «были доб­рыми». По приказу Инмара Керемет достал со дна Миро­вого Океана землю. Он должен был принести ее во рту, но по дороге часть выплюнул, а часть из того, что следо­вало отдать брату, утаил. Когда по воле Инмара прине­сенный кусочек земли стал разрастаться, Керемет был вы­нужден вернуть спрятанное за щекой, — Так появились горы... Инмар создал людей, животных и растения и, за­кончив культурные деяния, поселился на Солнце.
Ен в мифологии коми также верховный бог и демиург. Он — созидатель  и  противостоит своему брату Омолю (Кулю), творцу всего отрицательного. Оба вылупились из яиц, снесенных Уткой в Первоначальном Океане, куда упали еще четыре яйца. Когда Ен нырнул за этими яйца­ми, Омоль покрыл Океан льдом. Ен громом разбил лед и создал из двух яиц землю на теле своей погибшей мате­ри-Утки, а Омоль из других яиц — Луну и злых духов. По другому, гораздо более древнему мифологическому ва­рианту, Ен и Омоль, воплотившись в Лебедя и Гагару, плавают по Первоначальному Океану. По приказу Лебе­дя, Ена, Гагара приносит со дна землю, и братья создают Землю, которая достается Ену. Гагара, Омоль, просит для себя только немного места, чтобы воткнуть кол, но, получив его, выпускает из-под земли «вредных» животных и злых духов. Ен, напротив, создает небо, звезды, Солнце, реки и леса. Поднявшись на небо, он громом низвергает Омоля на землю. Оба брата лепят из глины людей: Ен со­здает мужчину, а Омоль — женщину. У Ена от женщины, сотворенной Омолем, появились дети — боги Войпель и Йома. Иногда можно увидеть жилище Ена — он живет в «лучшей избе», и она предстает людям в виде северного сияния...
Знакомые образы пернатых позволяют уловить древ­нюю основу мифа о Ене и Омоле. В мифе об Инмаре и Керемете примечательно упоминание о первоначально равной значимости обоих братьев. В обоих случаях отмечена пер­вичность водной стихии. В австралийской архаике, древ­нейших мифах сибирских, финно-угорских и скандинав­ских народов создание Земли и людей происходит на фоне беспредельной глади Океана. Это позволяет предполагать принципиальное единство истоков и основных, магист­ральных направлений развития мифологий мира.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2188 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>