Ите (Ича) — культурный
герой селькупов. С его именем связан цикл мифов, которые сложились, очевидно,
не позднее неолита — раннего бронзового века (III тысячелетие до нашей эры). В
этом персонаже можно найти и более архаические черты. Атрибуты Ите — лыжи и
лук со стрелами — показывают его как мифического лесного охотника. Поразительна
археологическая параллель этому герою мифов, эпоса и сказки — так называемый
Абашевский Лыжник — изображение мифического персонажа, бегущего на лыжах,
воспроизведенное на сосуде абашевской культуры Приуралья в середине II
тысячелетия до нашей эры.
Финский ученый Кай Доннер
записал интересный цикл мифов об Ите. Из него следует, что Итэ выращен
бабушкой. Она же дала ему лук и стрелы. Мотив воспитания героя именно
бабушкой, а не матерью весьма древний. Он прослеживается как в мифологиях
народов Сибирского Севера (у нганасан и энцев), так и по материалам,
обнаруженным при изучении погребений. В одном из наиболее архаичных
нганасанских мифов говорится, что во время странствий первого человека «где-то
старуха нашлась потерянная. Старуха на маленьких санках колыбельку таскает,
корни ест». В поэтическом «Звездном мифе» энцев культурного героя, юношу Диа,
также воспитывает бабушка.
В некоторых памятниках,
относящихся к мезолиту — раннему бронзовому веку Евразии, например на Украине,
обнаружены своеобразные погребения, в которых ребенок или подросток положен с
женщиной преклонных лет, очевидно с бабушкой. Напомним, что, по этнографическим
данным, именно бабушки вскармливали часто своим молоком внуков в таких
примитивных культурах, как австралийская и некоторые африканские. Очевидно, в
связи с ранними сроками начала брачной жизни женщины первобытно-общинной эпохи
становились бабушками значительно раньше современных. И именно старшая женщина
в коллективе, средняя продолжительность жизни которой не превышала 30 лет,
оказывалась в силу традиции или обстоятельств наставницей своих внуков.
Герой селькупов Ите
спасает от похитителей трех прекрасных дочерей лесного духа и женится на них.
Одна из жен рождает медведя, предка селькупов из рода Медведя с реки Кеть.
«Ите,— говорится в мифе,— отправился в лес, чтобы овладеть тремя самыми
прекрасными дочерьми лесного духа. Но Ите забыл взять с собой своих лозыль».
Эти лозыль — лозы, своего рода первобытные талисманы удачи, причем Ите в данном
качестве использовал медный нож. Вновь мифологическая архаика тесно
переплетается с эпикой а сказкой. Если сам факт женитьбы культурного героя на
трех женщинах воспринимается отражением норм группового брака, то поиски их и
соответствующие приключения — компонентами сюжетов более поздних, чем миф,
жанров. По классическим законам мифологии, жены должны быть изначально даны
культурному герою. Архаичен и оберег в виде медного ножа.
Если атрибутика Ите и
мотив женитьбы на лесных девах принадлежат к древним в этом цикле, то
упоминаемые в нем борьба с великаном Пюнегусе и семизубый демон Кэристоса следует
считать признаками синкретизма эпоса и .христианских воззрений. Характерной
для развитых мифов является концовка: Ите, завершив свои деяния, поднимается на
Небо. Архаические элементы присутствуют и в космогонических мифах. Здесь они
вплетены в прихотливую канву сказочности, эпоса и расцвечены шаманистскими
представлениями. В этих мифах Ите предстает как Громовержец, поражающий стрелами
злых духов — слуг бога зла Кызы. Гроза - это отражение свершающегося поединка
Ите. Данный сюжет аналогичен развивающемуся в основном индоевропейском мифе,
повествующем о битве Громовержца с Драконом-Змеем, который живет у вод,
хранителем стад и богатства.
В то же время Ите
предстает в мифе и как Небесный Всадник. От его Коня рождаются шаманские
духи-помощники, Саблерогие Олени. Этот мифический мотив получил отражение в
находках из сокровищницы древнего искусства Алтая скифского времени, знаменитого
кургана Пазырык (середина I тысячелетня до нашей эры). Среди множества
высокохудожественных изделий, сохраненных до наших дней вечной мерзлотой, здесь
обнаружена наголовная маска коня, имевшая рога оленя. Знаменательно, что этот
конь Пазырыка был погребальным и мыслился синкретичным существом двойной
природы, на таких существах совершались «путешествия» в иные миры.
Ите-Месяц обитает то на
Небе, то в подземном «мире мертвых». Он имеет двух жен: Солнце (Шунчи) и духа
подземного мира иерет-гула, своего рода Дьявола. В этой связи примечательно,
что жертвы духам подземного мира назывались «иерет». Когда Ите-Месяц жил в
«мире мертвых», то считался божеством подземного мира, позднее — хозяином
«теней и умерших». Отметим, что в представлениях селькупов, а также других
сибирских народов подземный мир был многоярусным. В этой связи уместно вспомнить
о ярусных погребениях эпохи евразийского неолита — бронзы, зафиксированных и в
Сибири (памятники китойской культуры в Прибайкалье, могильник «Циклодром» под
Иркутском). Очевидно, они отражают представления о многоярусности самого «мира
мертвых».
|