Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.11.2024, 03:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 7
Известной исследовательницей культуры селькупов Г. П. Пелих было отмечено соответствие между селькуп­скими и древнешумерскими культовыми терминами. Сель­купские примеры были взяты из так называемого шаманского языка, который сохранился в старинных преданиях. Соответствие находят термины, обозначающие, в част­ности, «царство мертвых». Пте-Месиц селькупов сопоста­вим с Иту(Ити)-Месяцем, богом мертвых, охоты и войны в древнем Шумере. Как и герой селькупов, Пту шумеров имеет двух жен — богиню Леш и богиню-владычицу под­земного мира Эрешкнгаль. Кроме того, у селькупов слово «Кеенга» обозначает страну предков. Река Кента — ле­вый приток Оби. а Киенга — название одного из селькуп­ских (и кетекпх) родов. Эти названия сопоставимы с шу­мерским словом «киенги» — «страна, родина». Весьма при­мечательны также сопоставления: селькупский Санге, мифический Орел или шаман, превратившийся во время камлания в Птицу, и шумерский Сангу, жрец. Селькуп­ское Кажар, подземное чудовище синкретичного облика, и шумерский Кпшар — божество подземного мира...
Тотемный предок и культурный герой в образе небес­ного тела, космической стихии — редкий персонаж мифа. В этой связи примечателен известный в индоевропейской (в том числе балтийской), угро-финской и кетской мифо­логиях мотив изгнания верховным божеством своей суп­руги (богини) па Землю за связь с Месяцем. Иге — Месяц и это его древнейшее воплощение. Архаичным выглядит также мотив встречи Ите с гигантской птицей Пгоне и ог­ромной рыбой-животным, синкретичным существом Рога­той Рыбой. Поэтичность этим первобытным сказаниям при­дает упоминание об игре Ите на древнем семиструнном инструменте. Подобно многим юношам-героям древности (кетский Каскет. греческий Орфей), Ите привлекает свои­ми мелодиями всех живых существ Земли, Воды и Неба. Образ Пте прошел долгий путь мифологической эволю­ции от первопредка космического характера — Месяца — до эпического богатыря, национального героя, совершаю­щего подвиги во славу парода.
Кандальдук — Месяц и Повелитель Холода — еще один яркий образ в мифологии селькупов. Он имеет опре­деленное сходство как с Ите, так и с «маленьким героем» кетов Каскстом. Кандальдук-Старик мыслился оленем. По представлениям селькупов, он жил со «своим народом» У истоков рек, окруженный ласками, пауками, червяка­ми... Указание на то, что местом пребывания героя было верховье реки, подчеркивает положительную окраску образа, поскольку низовье считалось «страною мертвых». Кандальдук выступает подателем жизни, Он мог воплотиться в дерево. У истока реки, где некогда обитал Кандальдук, росло мифическое дерево, его корни образуют истоки рек, которые так и называются — «корневая во­да». Из нее возникали души детей, вселявшиеся затем в те­ло матери. После смерти человека его душа в виде паука поднимается на Небо по корням и ветвям такого дерева и становится «Корневой Звездой»...
В мифологии селькупов, как и многих других народов Сибири, прослеживается четкая связь между Месяцем и Морозом. В сказке о сватовстве Месяца он назван Же­нихом, делающим мороз. Месяц замораживает двух из трех сестер, к которым он сватается (сравним с образом Месяца-Ите и его сватовством к трем лесным девам). При­мечательно и проникновение мифологических представле­ний в свадебную обрядность: селькупское выражение «за­морозить девку»— синоним слова «сватать». Кандальдук, подобно Ито. играет сам, его ублажают музыкой, для пего поют и танцуют,— эти мотивы очевидно, отражают древ­ние обряды-пантомимы. Вырезанное из дерева изображе­ние Кандальдука ставили в специальном «земляном чуме» у истока реки, в который клали национальный музыкаль­ный инструмент кагу.
Образ Кандальдука многокомпонентен, в нем сфоку­сированы мифологические представления глубокой перво­бытности, а также воззрения, близкие к традиционным. Отсюда различное видение этого колоритного образа: «Кандальдук — это Месяц новый восходит!»; «Кандаль­дук — это Олень, сделавшийся человеком», «Кандаль­дук — это Дерево, сделанное как человек. Угщешь, оста­вишь его в землянке, придешь — чисто как человек жил»; Кандальдука встречают у истока реки в образе оленя: «Идет по лесу и кричит ,,хо-хо-хо", кусты шатаются. Над ним летят вороны и кричат...»
На домах старинной постройки в солениях по Средней Оби и в наше время на оконных наличниках можно уви­деть оригинальные деревянные антропозэоморфные ли­чины. В них запечатлен мифический Кан­дальдук, образ вековых глубин культуры древнего народа западно-сибирской тайги.
Эква-Пырищ — культурные герой обских угров, хантов и манси — фигурирует в цикле мифов, сложившихся, очевидно, в эпоху неолита — раннего бронзового века, во времена формирования угро-финской общности (III ты­сячелетие до нашей эры). Однако некоторые черты этого впечатляющего образа явно принадлежат еще более арха­ичному пласту культуры Евразии эпохи камня, когда господствовала тотемная идеология. Древнейший пласт угорской мифологии насыщен свидетельствами существо­вания представлений об органичной взаимосвязи человека и животного, ведущей роли женского начала в процессе творения Природы.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2228 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>