Известной
исследовательницей культуры селькупов Г. П. Пелих было отмечено соответствие
между селькупскими и древнешумерскими культовыми терминами. Селькупские примеры
были взяты из так называемого шаманского языка, который сохранился в старинных
преданиях. Соответствие находят термины, обозначающие, в частности, «царство
мертвых». Пте-Месиц селькупов сопоставим с Иту(Ити)-Месяцем, богом мертвых,
охоты и войны в древнем Шумере. Как и герой селькупов, Пту шумеров имеет двух жен
— богиню Леш и богиню-владычицу подземного мира Эрешкнгаль. Кроме того, у
селькупов слово «Кеенга» обозначает страну предков. Река Кента — левый приток
Оби. а Киенга — название одного из селькупских (и кетекпх) родов. Эти названия
сопоставимы с шумерским словом «киенги» — «страна, родина». Весьма примечательны
также сопоставления: селькупский Санге, мифический Орел или шаман,
превратившийся во время камлания в Птицу, и шумерский Сангу, жрец. Селькупское
Кажар, подземное чудовище синкретичного облика, и шумерский Кпшар — божество
подземного мира...
Тотемный предок и
культурный герой в образе небесного тела, космической стихии — редкий персонаж
мифа. В этой связи примечателен известный в индоевропейской (в том числе
балтийской), угро-финской и кетской мифологиях мотив изгнания верховным
божеством своей супруги (богини) па Землю за связь с Месяцем. Иге — Месяц и
это его древнейшее воплощение. Архаичным выглядит также мотив встречи Ите с гигантской
птицей Пгоне и огромной рыбой-животным, синкретичным существом Рогатой Рыбой.
Поэтичность этим первобытным сказаниям придает упоминание об игре Ите на
древнем семиструнном инструменте. Подобно многим юношам-героям древности (кетский
Каскет. греческий Орфей), Ите привлекает своими мелодиями всех живых существ
Земли, Воды и Неба. Образ Пте прошел долгий путь мифологической эволюции от
первопредка космического характера — Месяца — до эпического богатыря,
национального героя, совершающего подвиги во славу парода.
Кандальдук — Месяц и
Повелитель Холода — еще один яркий образ в мифологии селькупов. Он имеет определенное
сходство как с Ите, так и с «маленьким героем» кетов Каскстом.
Кандальдук-Старик мыслился оленем. По представлениям селькупов, он жил со
«своим народом» У истоков рек, окруженный ласками, пауками, червяками...
Указание на то, что местом пребывания героя было верховье реки, подчеркивает
положительную окраску образа, поскольку низовье считалось «страною мертвых».
Кандальдук выступает подателем жизни, Он мог воплотиться в дерево. У истока
реки, где некогда обитал Кандальдук, росло мифическое дерево, его корни
образуют истоки рек, которые так и называются — «корневая вода». Из нее
возникали души детей, вселявшиеся затем в тело матери. После смерти человека
его душа в виде паука поднимается на Небо по корням и ветвям такого дерева и
становится «Корневой Звездой»...
В мифологии селькупов,
как и многих других народов Сибири, прослеживается четкая связь между Месяцем и
Морозом. В сказке о сватовстве Месяца он назван Женихом, делающим мороз. Месяц
замораживает двух из трех сестер, к которым он сватается (сравним с образом
Месяца-Ите и его сватовством к трем лесным девам). Примечательно и
проникновение мифологических представлений в свадебную обрядность: селькупское
выражение «заморозить девку»— синоним слова «сватать». Кандальдук, подобно
Ито. играет сам, его ублажают музыкой, для пего поют и танцуют,— эти мотивы
очевидно, отражают древние обряды-пантомимы. Вырезанное из дерева изображение
Кандальдука ставили в специальном «земляном чуме» у истока реки, в который
клали национальный музыкальный инструмент кагу.
Образ Кандальдука
многокомпонентен, в нем сфокусированы мифологические представления глубокой
первобытности, а также воззрения, близкие к традиционным. Отсюда различное
видение этого колоритного образа: «Кандальдук — это Месяц новый восходит!»;
«Кандальдук — это Олень, сделавшийся человеком», «Кандальдук — это Дерево,
сделанное как человек. Угщешь, оставишь его в землянке, придешь — чисто как
человек жил»; Кандальдука встречают у истока реки в образе оленя: «Идет по лесу
и кричит ,,хо-хо-хо", кусты шатаются. Над ним летят вороны и кричат...»
На домах старинной
постройки в солениях по Средней Оби и в наше время на оконных наличниках можно
увидеть оригинальные деревянные антропозэоморфные личины. В них запечатлен
мифический Кандальдук, образ вековых глубин культуры древнего народа
западно-сибирской тайги.
Эква-Пырищ — культурные
герой обских угров, хантов и манси — фигурирует в цикле мифов, сложившихся,
очевидно, в эпоху неолита — раннего бронзового века, во времена формирования
угро-финской общности (III тысячелетие до нашей эры). Однако некоторые черты
этого впечатляющего образа явно принадлежат еще более архаичному пласту культуры
Евразии эпохи камня, когда господствовала тотемная идеология. Древнейший пласт
угорской мифологии насыщен свидетельствами существования представлений об
органичной взаимосвязи человека и животного, ведущей роли женского начала в процессе
творения Природы.
|