Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.11.2024, 06:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 8
Эква-Пырищ, которого называют Сынком Женщины, в ханты-мансийских мифологии и фольклоре рассматрива­ется как сын Гусыни или Зайчихи — родоначальницы фратрии Мое — и выступает в зооморфном образе Гугся или Зайца. Родоначальница второй фратрии Пор — Мед­ведица. Ее образ связан с архаическими Матерями При­роды, которые могли принимать зооморфные и орнитоморфные обличил. По происхождению Эква-Пыршц аналогичен нганасанскому Дяйбанго, который, сог­ласно архаической версии, был сыном Земли-Матери, Моу-Нямы.
Четкие параллели просматриваются при сравнении мифологических деталей «жизни» Эква-Пырища и других культурных героев Сибири. По некоторым версиям, угор­ский герой живет, подобно Ите, сначала с бабушкой, да­лее — с теткой по матери. Позднее об Эква-Пырище рас­сказывается как о приемыше, найденном стариком со ста­рухой на большой кочке. В древнем варианте повество­вания сказано, что герой жил с сестрой на неизвестно откуда появившейся кочке. Они мыслятся первыми людьми на земле. Этот сюжет, связанный с мотивами инцеста, кровосмесительного брака, и лишенный упоминания о ро­дителях, неоднократно встречается в сибирских и миро­вых мифологиях.
Показателен эпитет Эква-Пырища — Многостранствующий муж: он подчеркивает роль культурного героя, совершающего путешествие с целью полезного деяния для своего народа. Так, Эква-Пырищ, приняв облик Гуся, похищает у бога подземного мира Хуль-Отыра спрятанные им Солнце и Месяц. Затем из древесных палочек герой со­здает звезды — так иносказательно повествуется о древ­нейшем способе добычи огня с помощью деревянного луч­кового сверла. Далее на берегу Оби Эква-Пырищ по ука­занию сестры своей матери выдалбливает из кедра первую лодку и ловит осетра. Культурный герой выступает зачи­нателем рыболовства, одного из основных традиционных занятий угорских таежных народов.
Именно Эква-Пырпщ строит лодку в хантыйском мифе о потопе. Здесь еще раз, на сибирских материалах, под­тверждается всеобщность представлений о потопе. По­этому библейские сказания о Ное и его ковчеге следует считать не более чем поздней, литературно оформленной версией широко распространенного по всему миру мифо­логического представления. Наиболее поздний пример мифа о потопе — знаменитая «Эдда», созданная гением средневековых скандинавов.
Своеобразное переплетение тотемического мифа и сказ­ки можно обнаружить в сказаниях о женитьбе Эква-Пырища в образе Гуся па Гусыне и о его путешествии в Птичью страну. Аналогичны по структуре мифологизи­рованные сказания еще об одной женитьбе героя, на этот раз на дочери Морского Хозяина. Герой в облике Окуня ныряет в прорубь и оказывается в Морском Царстве. Это широко известный в мировом фольклоре мотив Садко. В его мифических версиях повествуется о «брачных связях» природных стихий, а позже — различных су­ществ п антропоморфного героя, олицетворяющих эти сти­хии в конкретных образах.
Грозный угорский верховный бог Нуми-Торум проти­воборствует своему брату Куль-Отыру, олицетворяющему отрицательные начала мира. В мифологических ска­заниях о Нуми-Торуме действует и его сын Эква-Пырищ. Так, если в наиболее архаичном мифе сотворение Земли приписывается, как можно догадаться, Гагаре, достающей «немного ила» со дна Мирового Океана, то в мифе с антро­поморфными персонажами Землю создает Нуми-Торум. Он, однако, берет ил из клюва птицы-ныряльщика и тво­рит реки, горы и леса. В другом мифе Торуму, насыпавше­му Землю, начинает мешать злой дух (изначально — брат Торума). Он «таскает» Нуми-Торума по земле, пытаясь уничтожить его, но сделать это не удается, именно от того на земле возникают болота, ямы и кочки.
По традиционным представ лени ям хантов, Земля была плоской, а Небо шатром, местом обитания Нуми-Торума. Звезды — это свесившиеся с неба корни деревьев. Солн­це — Женщина Сунк, а круги, видимые иногда вокруг Солнца, — ее расчесываемые волосы. Солнце-Сунк высту­пает «верхней» из двух жен Месяца-Ика, аналога селькуп­ского героя. Эква-Пырищ как сын Нуми-Торума фигури­рует в колоритном мифе о Млечном Пути, известном в раз­личных вариантах во многих мифологиях Сибири: сель­купской, кетской, эвенкийской. Млечный Путь — след лыж сына Торума. Некогда Торум в процессе своего со­зидания «перестарался» и создал шестпногого лося, но он оказался неуловимым для охотников. Однако сын Торума все-таки догнал этого гигантского лося и, чтобы люди мог­ли промышлять зверя, отрубил ему две лишние ноги. По мифологическим представлениям, созвездие Большая Медведица — это лось, а по позднему эпическому сказа­нию, Большая медведица — это котел, брошенный вверх богатырем с реки Вах во время погони все за тем же ло­сем...
Архаический культурный герой, преображаясь внеш­не, а также по атрибутам, продолжает активно действовать на благо родного народа на протяжении всего многовеко­вого развития его культуры. «Отец, куда ты меня опреде­лишь?»— спрашивает Эква-Пырпщ Нуми-Торума. «Иди вниз, на кожистую, волосатую землю!». «Ладно, я иду...».
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2006 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>