Эква-Пырищ, которого
называют Сынком Женщины, в ханты-мансийских мифологии и фольклоре рассматривается
как сын Гусыни или Зайчихи — родоначальницы фратрии Мое — и выступает в
зооморфном образе Гугся или Зайца. Родоначальница второй фратрии Пор — Медведица.
Ее образ связан с архаическими Матерями Природы, которые могли принимать зооморфные
и орнитоморфные обличил. По происхождению Эква-Пыршц аналогичен нганасанскому
Дяйбанго, который, согласно архаической версии, был сыном Земли-Матери,
Моу-Нямы.
Четкие параллели
просматриваются при сравнении мифологических деталей «жизни» Эква-Пырища и
других культурных героев Сибири. По некоторым версиям, угорский герой живет, подобно
Ите, сначала с бабушкой, далее — с теткой по матери. Позднее об Эква-Пырище рассказывается
как о приемыше, найденном стариком со старухой на большой кочке. В древнем
варианте повествования сказано, что герой жил с сестрой на неизвестно откуда
появившейся кочке. Они мыслятся первыми людьми на земле. Этот сюжет, связанный
с мотивами инцеста, кровосмесительного брака, и лишенный упоминания о родителях,
неоднократно встречается в сибирских и мировых мифологиях.
Показателен эпитет
Эква-Пырища — Многостранствующий муж: он подчеркивает роль культурного героя,
совершающего путешествие с целью полезного деяния для своего народа. Так,
Эква-Пырищ, приняв облик Гуся, похищает у бога подземного мира Хуль-Отыра
спрятанные им Солнце и Месяц. Затем из древесных палочек герой создает звезды
— так иносказательно повествуется о древнейшем способе добычи огня с помощью
деревянного лучкового сверла. Далее на берегу Оби Эква-Пырищ по указанию
сестры своей матери выдалбливает из кедра первую лодку и ловит осетра.
Культурный герой выступает зачинателем рыболовства, одного из основных
традиционных занятий угорских таежных народов.
Именно Эква-Пырпщ строит
лодку в хантыйском мифе о потопе. Здесь еще раз, на сибирских материалах, подтверждается
всеобщность представлений о потопе. Поэтому библейские сказания о Ное и его
ковчеге следует считать не более чем поздней, литературно оформленной версией
широко распространенного по всему миру мифологического представления. Наиболее
поздний пример мифа о потопе — знаменитая «Эдда», созданная гением средневековых
скандинавов.
Своеобразное
переплетение тотемического мифа и сказки можно обнаружить в сказаниях о
женитьбе Эква-Пырища в образе Гуся па Гусыне и о его путешествии в Птичью
страну. Аналогичны по структуре мифологизированные сказания еще об одной
женитьбе героя, на этот раз на дочери Морского Хозяина. Герой в облике Окуня
ныряет в прорубь и оказывается в Морском Царстве. Это широко известный в
мировом фольклоре мотив Садко. В его мифических версиях повествуется о «брачных
связях» природных стихий, а позже — различных существ п антропоморфного героя,
олицетворяющих эти стихии в конкретных образах.
Грозный угорский
верховный бог Нуми-Торум противоборствует своему брату Куль-Отыру,
олицетворяющему отрицательные начала мира. В мифологических сказаниях о
Нуми-Торуме действует и его сын Эква-Пырищ. Так, если в наиболее архаичном мифе
сотворение Земли приписывается, как можно догадаться, Гагаре, достающей
«немного ила» со дна Мирового Океана, то в мифе с антропоморфными персонажами
Землю создает Нуми-Торум. Он, однако, берет ил из клюва птицы-ныряльщика и творит
реки, горы и леса. В другом мифе Торуму, насыпавшему Землю, начинает мешать
злой дух (изначально — брат Торума). Он «таскает» Нуми-Торума по земле, пытаясь
уничтожить его, но сделать это не удается, именно от того на земле возникают
болота, ямы и кочки.
По традиционным представ
лени ям хантов, Земля была плоской, а Небо шатром, местом обитания Нуми-Торума.
Звезды — это свесившиеся с неба корни деревьев. Солнце — Женщина Сунк, а
круги, видимые иногда вокруг Солнца, — ее расчесываемые волосы. Солнце-Сунк
выступает «верхней» из двух жен Месяца-Ика, аналога селькупского героя.
Эква-Пырищ как сын Нуми-Торума фигурирует в колоритном мифе о Млечном Пути,
известном в различных вариантах во многих мифологиях Сибири: селькупской,
кетской, эвенкийской. Млечный Путь — след лыж сына Торума. Некогда Торум в
процессе своего созидания «перестарался» и создал шестпногого лося, но он
оказался неуловимым для охотников. Однако сын Торума все-таки догнал этого
гигантского лося и, чтобы люди могли промышлять зверя, отрубил ему две лишние
ноги. По мифологическим представлениям, созвездие Большая Медведица — это лось,
а по позднему эпическому сказанию, Большая медведица — это котел, брошенный
вверх богатырем с реки Вах во время погони все за тем же лосем...
Архаический культурный
герой, преображаясь внешне, а также по атрибутам, продолжает активно
действовать на благо родного народа на протяжении всего многовекового развития
его культуры. «Отец, куда ты меня определишь?»— спрашивает Эква-Пырпщ
Нуми-Торума. «Иди вниз, на кожистую, волосатую землю!». «Ладно, я иду...».
|