Любопытно проследить
крайне архаичные варианты эвенкийских мифов о космической погоне и о
деятельности двух братьев, созидателя и его антагониста. Они действуют в
обширных, глобального масштаба, циклах о Небесном Охотнике, охотящемся за
Светилом, а также о создании и устроении Мира (Земли) и обладают чертами как
культурных героев, первопредков конкретных народностей, так и
творцов-демиургов, чья деятельность также часто носит характер культурных деяний.
И это неудивительно! Образы верховных богов — ненецкого Нума, кетского Еся,
хантыйского Нуми-Торума — не изначальны в мифологических воззрениях
первобытности. На определенном, достаточно раннем, этапе мифологической эволюции
они выделились из массы функционально равнозначных персонажей и подобно
Земле-Матери, культурному герою «поднялись на Небо» и приобрели супругу — Мать
Природы, ставшую верховной богиней. Мифологическая эволюция привела к четкой
дифференциации своих героев.
В мифе, записанном у эвенков
Нижней Ангары, в роли Охотника за Солнечным Лосем или Оленем выступает Медведь
Мангп, мифический первопредок. Космический Медведь гонится по небосклону с
востока на запад за космическим зверем и убивает его. Млечный Путь — следы его
лыж, Большая Медведица — недоеденные ноги животного. Сам Медведь Мангп
воплотился в созвездие Волопас и звезду Арктур.
Наиболее архаичным
представляется вариант мифа, в котором рассказывается об Охоте на Лосиху с
Лосенком. Мать и сын живут на Небе — в Тайге Верхнего Мира. К ночи они выходят
из чащи и становятся видимыми людям. Как только Лосиха Хоглэн (Большая
Медведица) и ее Лосенок (Малая Медведица) начинают пастись на хребтах Небесной
Тайги, начинается Космическая Охота и Хоглэн убивают. Оставшийся в живых
Лосенок, став на следующую ночь Лосихой, выходит на пастбище, и охота начинается
вновь. Лосиху Хоглэн убивает один из трех охотников-эвенков, возвращая людям
день.
В эпической версии
сюжета о Космической Погоне фигурируют космический лось Хоглэн и богатырь
Майн. Лось, выбежав из чащи Небесной Тайги, увидел на вершине хребта Солнце и
унес его, но Манн, преследуя Лося, поразил его из лука. С тех пор оставшийся на
Небе богатырь постоянно возвращает жителям Средней Земли, людям, ожидаемый
ими ясный день. Так в сказании эвенков бассейна Подкаменной Тунгуски объясняется
смена дня и ночи.
Миф о Космической Погоне
— один из древнейших евразийских мифов, созданных племенами охотников лесной
полосы. Его истоки таятся в глубинах мифотворчества каменного века. «Солнечные
Охотники» запечатлены на многих писаницах от шведского Богуслёна до Прибайкалья.
Самые ранние из них созданы еще в неолите.
Образы культурных героев
сибирских мифологии — яркая страница общемировой мифологической системы. Факт
присутствия такого феноменального архаического персонажа, как культурный герой,
свидетельствует о наличии у сибирских этносов древнейшего структурного пласта
мифологии. Эволюция образа культурного героя сибирских мифологий следует
классическим закономерностям развития сюжета в рамках определенного жанра: от
мифологической архаики с ее иервопредком-демиургом зоо-, орнитоморфного облика
до архаичной эпики, в которой культурный герой предстает национальным героем.
Структурно-генетически
культурный герой мифологий Сибири восходит к трем основным образам. В
орннтоморф-ном облике (Дяйбанго — лебедь (в энецком варианте), Дох—гагара,
Эква-Иырпщ — гусь). Ворон простирает мифические крылья над огромной территорией
северо-восточной Азии. Можно предполагать изначальную множественность образа
культурного героя, существование на
стадии тотемизма представления о нескольких родоплеменных предках зоо-,
орнитоморфного облика. В рамках мифической фантастики перелетные стаи,
сопровождающие героя в его странствиях, возможно, фиксируют направления древнейших
миграций. Очевидно, на определенной стадии мифологической эволюции образ
основного персонажа вычленился из группы ему подобных. Архаичен облик
культурного героя и в зооморфном облике (Дяйбанго — олень, Каскет — лисенок,
Кандальдук — олень, Манги — медведь). Образы Лисенка и Ворона во время миграций
в верхнем палеолите были занесены на Американский континент. Наименее
распространен образ культурного героя в облике космического персонажа. Таковы
Ите и Ити-Месяц у селькупов и хантов.
|