МАГИСТРАЛИ СИБИРИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Гениальный ленинский план ГОЭЛРО предусматривал создание новых железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке страны. И если в европейской части государства за годы Советской власти протяженность сети железных дорог увеличилась на 60 процентов, то в Восточных районах— в три раза. Туркестано-Сибирская железная дорога, Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и многие другие магистрали были построены во исполнение прогнозов ГОЭЛРО.
На съездах КПСС последовательно рассматривались и утверждались научные планы дальнейшего большого роста экономики Сибири и Дальнего Востока. Для выполнения этих программ развития производительных сил Зауралья планировалось ускоренное строительство новых железных дорог, вторых путей, электрификация магистралей за Уралом, как часть крупнейшей задачи создания и развития единой транспортной системы Советского Союза. При решении такой сложной задачи ученые Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР исходили и исходят из исторически сложившихся транспортных связей в трех крупных регионах государства.
Первый из них охватывает центр, запад и юг европейской части страны, где густая сеть всех видов транспорта. Быстро развивается трубопроводный транспорт, создана единая энергетическая система, и осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния. Здесь планирующие органы ищут и находят пути дальнейшего оптимального совершенствования транспортной системы.
Второй регион — это север европейской части СССР, республики Средней Азии, юг Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. В нем сложились главные линии магистралей. Достигнута наивысшая грузонапряженность и минимальная себестоимость перевозок на железных дорогах. Для развития народного хозяйства этих областей страны ведется ускоренное строительство и усиление всех видов транспорта.
Третий крупнейший район государства представлен севером Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, где преобладают местные виды транспорта. Здесь короткое лето, многие реки не имеют гарантированных глубин, поэтому применяется одноразовый сплав грузов на карбазах. Олени и собаки как средство передвижения повсеместно заменяются вездеходами. Местные и дальние рейсы пассажиров осваиваются воздушным транспортом. Значительные объемы перевозок выполняют автопоезда по шоссе и по автозимникам.
В этом регионе строятся мощные ТЭЦ и ГЭС, ведется дальнейшее освоение Северного морского пути, создается трубопроводный транспорт, строятся хребтовые линии железных дорог — и все это для успешного использования природных ресурсов района.
Что же это за хребтовые линии новых железных дорог?
На 200—300 километров севернее Транссибирской магистрали протянется стальная колея Северо-Сибирской железной дороги. Прошла она через Тобольск на Сургут, повернула на восток по правобережной Оби к Нижневартовску, а оттуда — через Белый Яр, Абалаково, Богучаны, Усть-Илимск, Ургал достигнет Советской Гавани.
Спустившись с Уральских гор, выбежали стальные рельсы на необозримую, широкую Сибирскую равнину, покрытую островами и рощами березовых лесов, пересекли самый север приуральских да ишимских степей и ложатся севернее «Барабы» по огромному «Васюганскому морю». Здесь, куда не взгляни, глаз не отыщет больших возвышенностей, а очень редкие небольшие холмы воспринимаются как крупные горы. Водоразделы рек поднимаются всего лишь на несколько метров над уровнем бесконечных болот. Даже могучий Енисей отделился от полноводной Оби невысокими грядами, через них в половодье и самые большие лодки без особенных затруднений перетаскивают люди из притоков Оби в речки, бегущие к Енисею.
Вся эта бескрайняя равнина чуть наклонилась к Ледовитому океану. Город Барнаул, раскинувшийся на высоком, обрывистом и крутом берегу Оби, за три с лишним тысячи километров от ее устья, возвышается над уровнем моря чуть больше ста метров. Он выделяется своей архитектурой, театрами, магазинами
В Васюгане властвует вечная мерзлота. Изобилует трасса гиблыми местами. Необозримые пространства и везде липкий студенистый зыбун, поросший скользкими водорослями. Страшные, насыщенные газом трясины: кинь туда ветку, палку или целое бревно — все засосет и поглотит зловещая пучина. Летом здесь царство птиц, зимой — раздолье сильных ветров, непроглядной снежной пурги. Но не страшна эта равнина, хранящая в своих недрах запасы нефти и газа, стальной колее, не испугают строителей бесчисленные болота и озера — умеют они воевать и с вечной мерзлотой, и с вековыми болотами.
За Енисеем пересечет Северо-Сибирская магистраль страну могучих гор, скалы, пропасти, дикие ущелья, бешеные потоки, Непроходимую ранее тайгу одолеют строители, пройдут они долинами многоводных рек, преодолеют высоченные водоразделы и выйдут к могучей реке Лене.
Еще дальше на Восток множество величественных горных цепей и плоскогорий с мудреными названиями, с вечными снегами и ледяными куполами встретит и покорит эта железная дорога и стремительно выбежит к морю против острова Сахалина. Дорога призовет к жизни все новые месторождения нефти, газа, Удоканские медные руды, коксующиеся угли Чульмана, железную руду Якутии.
Еще недавно на этом великом и трудном пути были только палатки изыскателей да редкие селения, но вплотную подошли к трассе Северо-Сибирской авангарды, готовые к штурму. Построены и действует головной участок второй Транссибирской железной дороги Тюмень—Тобольск—Нижневартовск и конечный ее участок Пивань— Советская Гавань. Эксплуатируются соединительные линии, будущие рокады — от Асино до Белого Яра, от Ачинска до Маклаково, от Решет до Богучан, от Хребтовой до Усть-Илимской, от Тайшета до Кунермы, от Бама до Тынды, от Известковой через Тырму до Чагдомына, от Волочаевки до Комсомольска-на-Амуре.
Все эти железные дороги вместе с Обью, Енисеем, Леной, Амуром и их притоками станут могучими артериями, питающими огромную новостройку. Потекут по ним партии рабочих первопроходцев, а за ними — рельсы и элементы мостовых ферм, железобетонные конструкции, сборные дома, шпалы, брусья. Отсюда начнутся смелые бои за покорение еще вчера неприступных мест.
Вот более подробные сведения, опубликованные в газетах, журналах и монографиях, о восточном участке Северо-Сибирской железной дороги, получившем всемирно известное название Байкало-Амурской магистрали.
БАМ — новая огромная железная дорога второго региона. Она явится плацдармом для транспортного наступления на северные районы, сделает возможным освоение нетронутых кладовых природы, получить богатства из которых невозможно без железных дорог; даст второй железнодорожный выход к Тихому океану.
Все газеты России во второй половине 80-х годов прошлого века участвовали в полемике о необходимости начала строительства железных дорог в Сибири и пестрели сообщениями об изысканиях трасс Великого Сибирского пути.
Широко обсуждались предложения Н. П. Меженинова об обходе озера Байкал с севера, а также результаты поисков Н. А. Волошинова и Л. И. Прохаски. В 1888 году в «Трудах комиссии императорского технического общества по вопросу о железных дорогах через всю Сибирь» было опубликовано описание северных вариантов обхода озера Байкал Транссибирской магистралью.
В 1908 году увидела свет монография «Сеть железных дорог России в будущем». Авторы ее изыскатели Г. Андрианов и С. Чмутов сообщали: «Начинаясь от станции Тайшет Сибирской железной дороги на 56-й параллели северной широты линия Восточно-Сибирской железной дороги направляется сначала на Восток к степному пространству Нижне-Удинского округа, а затем на Северо-Восток, мимо Николаевского железоделательного завода к пересечению реки Ангары на 305-й версте от станции Тайшет.
После перехода Ангары линия идет до пересечения Илима мостом на 460-й версте. В этом пункте, как и в Усть-Куте, Восточно-Сибирская железная дорога достигает своего самого северного положения на 57-м градусе северной широты». Сооружение дороги протяжением 1830 километров авторы разбили на шесть участков, а конечный ее пункт намечался в районе нынешней станции Могоча на Транссибирской магистрали.
В 1912 году предложение Управления по строительству Великого Сибирского пути о сооружении линии «Тайшет—Императорская гавань», как важнейшей магистрали для развития Сибири, утвердили. Но оно осталось лишь благим пожеланием. Вскоре началась первая мировая война.
Энтузиасты 20-х годов на свой страх и риск, но пользуясь поддержкой местных Советов депутатов трудящихся, вели поиски трасс севернее Транссибирской железной дороги с выходами в Якутию и даже к Тихому океану. Сообщения об изысканиях публиковала периодическая печать, издавались монографии, но для решения проблемы распыленных сил было явно недостаточно.
И вот в 1932 году Совет народных комиссаров СССР решил начать строительство Байкало-Амурской магистрали. В городе Свободном (Хабаровский край, ныне Амурская область) было создано управление строительства. От Карымской до Ворошилова-Уссурийского (Уссурийск) возводились вторые пути.
От маленького разъезда вблизи Сковородино потянулась рокада на север, к районному центру — поселку Тын-динский. Название разъездика писалось тогда заглавными буквами — Б.А.М. Именно от него началось наступление на тайгу для успешного созидания Байкало-Амурской железной дороги.
В 1937 году линия Бам—Тында вступила в эксплуатацию. От исторически известной легендарной Волочаевки до села Пермского (Комсомольск-на-Амуре), через болота на север, легли рельсы второй рокады будущего БАМа, и в 1939 году железнодорожные составы пришли в Комсомольск, а отсюда начались работы на восток, к Советской Гавани, и на запад, к Ургалу, по прокладке стальных путей.
Но и это не все. Изыскатели устремились на север по третьей рокаде БАМа — будущей дороге от станции Известковая к далекому Чагдамыну. А от Тайшета началась стройка на головном участке магистрали в сторону реки Лены.
Вторая мировая война ненадолго положила конец БАМу. Советский народ, стоявший насмерть в Великой Отечественной войне, нашел силы, остановил врага и продолжил не только изыскания, но и строительство БАМа. В 1944 году было установлено генеральное направление магистрали и составлен ее сводный проект от Тайшета до Советской Гавани. Мечта строителей железных дорог в Сибири начала сбываться вновь.
В 1947 году в строй действующих вошла линия Пивань—Советская Гавань, а в 1951 году — Известковая— Ургал. От Комсомольска-на-Амуре на Запад были отсыпаны насыпи, рассечены скалы, а в хребте Дуссе-Алин сделан большой тоннель. От Селихино легли рельсы к мысу Лазарева, чтобы закончить путь на Сахалине. В 1958 году начались перевозки по железной дороге Тайшет—Лена.
Однако после окончания работ на головном и конечном участках магистрали дальнейшее ее строительство было остановлено. Остановлено, но не забыто. Уже в 1962 году технико-экономический доклад Гипропромтрансстроя о развитии железных дорог на северо-востоке страны подтвердил генеральное направление БАМа, а в 1967 году страна вплотную приступила к новым изысканиям.
И вот дождливой осенью 1971 года в Управление Забайкальской железной дороги пришли строители. Их ждали—в титуле дороги на пятилетку предусматривалось финансирование строительства железной дороги от станции Бам до поселка Тындинский. Просили строители не так уж мало, им предстояло разместить контору Управления в Сковородино, где всего полгода тому назад было создано новое отделение Забайкальской железной дороги и, казалось, были использованы все резервы административных и жилых зданий. Но узнав, что новое управление немедленно приступает к строительству, нашли место и для него. В тот дождливый день работники управления дороги вспоминали, как в 1942 году разбирали и грузили рельсы и стальные фермы мостов с линии Бам—Тында. Составы уходили на фронт, под Сталинград. Там тогда строилась Волжская рокада для отражения гитлеровских полчищ.
Изыскания, проектирование и строительство линии от Сталинграда до Саратова длиной 340 километров заняло всего 100 суток, хотя по решению Ставки Верховного Главного командования Красной Армии на ее строительство отводилось 250 дней. Рокада позволила ускорить переброску на север страны важнейших грузов с юга и обеспечить доставку воинских эшелонов для Донского и Сталинградского фронтов.
...В кабинет штаба строительства, разместившийся на станции Сковородино в комнате отдыха № 4, в недавно построенном здании вокзала, сразу потянулись деловые люди. Круглые сутки переполненное ими помещение гудело как улей. А один корреспондент не то в шутку, не то всерьез назвал эту комнату «самой шумной комнатой отдыха во всем мире».
Уже в 1972 году началось освоение крупных капиталовложений. В День Победы 9 мая 1975 года первый поезд торжественно встречали в районном центре Амурской области— поселке Тындинский— в самом центре перекрестка двух магистралей, где давно расположились управления и базы строительных организаций. С запада от Лены потянулись зимники на восток, а на восточном конце магистрали приступили к строительству моста через Амур.
15 марта 1974 года Л. И. Брежнев в речи на торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию освоения целины, сказал об одном из готовящихся проектов: «Это Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, которая пересечет всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. Строительство этой дороги, которая прорежет сибирский массив с его неисчерпаемыми природными богатствами, открывает путь к созданию нового крупного промышленного района; вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники, разумеется, будут распаханы и пущены в сельскохозяйственный оборот новые земли». И далее: «Убежден, товарищи, что эта стройка станет всенародной. В ней примут участие посланцы всех республик и в первую очередь наша молодежь».
По сведениям ЦК ВЛКСМ, уже к XVII съезду комсомола число заявлений от желавших ехать на БАМ превысило 50 тысяч. А вскоре 600 первых посланцев съезда в поезде, идущем на Восток, распевали новые стихи поэта Л. Ошанина, положенные на музыку: До синих гор, до серых скал Попутный ветер нашу песню расплескал, Даешь Амур, даешь Байкал! Иную долю я на свете не искал!
Первый бульдозер по льду реки Лены вышел на ее правый берег в январе 1974 года, а вскоре на берегу Таюры — в Звездном, на берегу Киренги — в Магистральном, на 209-м километре трассы—-в Комсомольском, раскинулись молодежные станы. Были пробурены первые сотни километров просек, построены первые многоэтажные дома, заработали первые энергопоезда, уложены первые километры рельсов. А теперь на Западном участке БАМа нет больше зимних палаточных городков.
В Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Благовещенске, Хабаровске областные и краевые партийные организации определяют задачи и роль коммунистов в строительстве БАМа, Центральный Комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта наметил меры по докладам Министра транспортного строительства и Председателя ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта «О задачах хозяйственных и профсоюзных организаций транспортного строительства и железнодорожного транспорта в связи со строительством БАМа».
Сибирское отделение Академии наук СССР привлекло к изучению проблем строительства БАМа и района тяготения дороги 26 своих институтов. Почти все институты Восточно-Сибирского филиала СО Академии наук СССР работают в районе тяготения магистрали.
Челябинск шлет на БАМ тракторы и бульдозеры, Воронеж и Свердловск — экскаваторы, Горький — автомашины, Чита — ЗИЛы в северном исполнении, Славянок — оборудование для автоматизированных складов цемента, Рига — виброударные установки на тракторном и железном ходу, Улан-Удэ и Воронеж — мостовые конструкции, Хабаровский край — сборные дома, Гусев-—светотехническую арматуру, светильники и прожекторы, Харьков — медицинское оборудование, Пермь — оборудование для столовых и магазинов.
Только на станцию Бам ежедневно прибывают сотни вагонов с грузами для новой линии, каждый день поступают составы для новостройки на станции Лена, Ургал, Тында, Комсомольск.
С действующих узловых станций отправляются поезда к разъездам, названия которых только что появились на картах Родины. По уложенным недавно звеньям рельсового пути тепловозы везут панели и блоки новых зданий, рельсы, экскаваторы, бульдозеры, мостовые конструкции, чтобы родились новые рабочие поселки, чтобы зазтра перешагнуть через таежные реки и пойти дальше на восток и на запад, как велят замыслы, проекты и чертежи.
Над будущими станциями и участками нозой магистрали взяли шефство республики, края и области страны. Так, Армения имеет подшефную станцию Таюра, Азербайджан— Улькан, Казахстан — Чару, Украина — Ургальский железнодорожный узел, Красноярский и Ставропольский края шефствуют над Якуримом, Ленинград—над Северо-Байкальском, а столица нашей родины — Москва — над Тындой. Начинается работа шефов с изысканий и проектов, а заканчивается поставкой материалов, оборудования, машин, механизмов, постройкой силами своих трестов и управлений новых поселков — будущих городов севера.
Авиаторы Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Хабаровска, Благовещенска обслуживают строителей и изыскателей. Студенты Москвы, Ленинграда, Днепропетровска, Харькова, Омска, Новосибирска, Томска, Иркутска, Читы, Хабаровска, Якутска работают в строительных отрядах БАМа.
Иркутская и Дальневосточная киностудии, театральное общество Узбекистана, артисты Саратова, Москвы и других городов, художники ведущих студий, маститые писатели страны взяли шефство над новостройкой. Все это свидетельствует о том, что БАМ — стройка поистине всенародная.
Решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР определило заказчиком Байкало-Амурской магистрали Министерство путей сообщения, генеральным изыскателем, проектировщиком и строителем — Министерство транспортного строительства. В Министерстве путей сообщения созданы Управление строительства и Управление снабжения и комплектования БАМ. В Тынде возникла Дирекция строительства магистрали с подразделениями на участках: Лена—Нижнеангарск— 300 км; Нижнеангарск—Чара — 750 км; Чара—Тында — 600 км; Тында—Ургал — 1000 км; Ургал—Комсомольск-на-Амуре — 500 км; БАМ—Берка-тит — 400 км.
Здесь же, в Тынде, действует Главное управление Министерства транспортного строительства по строительству Байкало-Амурской магистрали — Главбамстрой.
Со всех концов страны на БАМе работают строительные отряды и поезда. Железнодорожники Донецка отправили на Ургал механизмы и строительную технику, оборудование и сборные дома, а следом прибыл строительный поезд «Донбасс». Они строят на станции Ургал пятиэтажные дома, Дворец культуры, школу-десятилетку, детсад, кинотеатр. На БАМе создан Украинский строительный трест. В него входят строительные поезда «Киев», «Карпаты», «Днипро», «Харьков» и другие. В гимне украинских строителей магистрали есть такие слова:
Там, где простор мечтам,
Дело найдется нам.
Едет на трассу
Юность Донбасса,
|