Правитель края поддержал
городского голову. Сам Сукачев пожертвовал 10 тысяч 200 рублей, но 30 тысяч
внесли Я. А. Немчинов и И. М. Сибиряков, по 25 тысяч — II. А. Сивере, К). И. и
В. И. Вазановы, по 5 тысяч — А. Я. Немчинов, А. М. Сибиряков и Н. Л.
Родионов, по три тысячи — A. К. Трапезников и Е. И.
Голдобин: по 2 тысячи — B. Ф. Колыши и С. М. Тельных, по
одной тысяче — А. И. Громов, А. Ф. Второе, А. Е. Кухтерин и А. И.
Шапельский, по 500
рублей — А. П. Пятидесятников и Ф. И. Пахолков, по 30 рублей И. А.
Мельников и II. Я. Чурин.
Кроме этих взносов,
составивших в сумме 176 тысяч рублей, уже после первого заседания в городской
думе последовали новые, дополнительные пожертвования: А. Я. Немчинов и барон
Гинцбург дали по 10 тысяч рублей каждый. А. П. и Я. Г. Патушинские — 3 тысячи,
П. И. Верховинский и М. Д. Бутин — по 2 тысячи. Б. Г. Патушинский — 1759
рублей, С. С. Кальмеср. Крутер, Н. И. Новицкий и И. М. Файнберг — по одной тысяче,
Е. И. Замятин — 800 рублей, А. Б. Валлернер — 600 рублей, В. Ф. Колыгин и Ф. X.
Пушников — по 500 рублей, С. И. Толченов — 400 рублей и Д. В. Самсонов — 300
рублей».
Таким образом, строительство
городского театра в Иркутске на средства, собранные местным купечеством и
интеллигенцией, включая стоимость оборудования и мебели, обошлось в общей
сложности в 308 649 рублей по денежному курсу того времени. Большая роль в организации
строительства и сбора средств на него принадлежала В. П. Сукачеву.
В присутствии начальника
края, городского головы и других чиновников 30 августа 1897 года состоялось торжественное
открытие театра. Перед присутствующими выступил генерал-губернатор А. Д.
Горемыкин, который сказал, что «новым хозяином [театра] должна быть городская
управа и заботиться так же, как и о благоустройстве города, так и
способствовать нравственному и умственному развитию жителей». А через день, 1 сентября
1897 года, на очередном заседании дума обсудила предложение
генерал-губернатора и ((согласилась принять театр в свою собственность». Много
было дел у городского головы, хозяйство в Иркутске большое, но возглавляемая
Сукачевым дума охотно приняла в свое ведение новое здание театра.
Иркутск издавна считался
театральным городом, потребность в зрелищах помнилась уже вскоре после
возникновения города. Но все театральные здания были деревянными, и
существовали они недолго, поскольку уничтожались губительным огнем.
Новое здание театра
удовлетворяло не только противопожарным требование ям. но и отмечалось
удобством для актеров, отличной акустикой, рациональным размещением зрительного
зала.
«Из обзора всех сибирских
городов становится ясным, что только в Иркутске, Томске и Благовещенске
театральный вопрос решен удовлетворительно. Четырехъярусный зрительный зал с
прекрасными акустическими условиями вмещает 1000 человек. Театр имеет удобно
оборудованную сцену и удобные закулисные помещения. Здание построено так, что
его нельзя было использовать для танцев и маскарадов...
...В вопросе о постройке
театра на иркутскую губернскую администрацию оказывала давление общественность.
Тот подъем общественного движения, который характеризовал в конце XIX в.
театральную культуру России, находил отражение и в Сибири».
|