О периоде жизни Красина в
Иркутске имеется много публикаций, но нигде ни слова не сказано о его отношениях
с Сукачевым. Документы Сукачева хранились в Ленинграде, у его наследников, и в
конце 1977 года были переданы в архив Иркутского областного художественного
музея.
Кроме писем Г. Н. Потанина и
Д. А. Клеменца, в семейном архиве хранилась переписка Красиных с Сукачевыми.
Письма Красиных к В. П. Сукачеву и его сыну относятся к разным годам, с 1892-го
по 1924-й. Среди них есть одно тревожное — Германа Красина, брата
революционера, два — отца, Бориса Ивановича.
Переписка была обусловлена
уже тем, что Борис Иванович Красин девять лет жил в Иркутске и по роду службы
был тесно связан с городской управой. До рассмотрения дела в Сенате Бориса
Ивановича арестовали, поместили в Омскую тюрьму.
Сенат признал его виновным
в лояльности по отношению к политическим заключенным и в том, что, будучи надзирателем
Тюменской тюрьмы, он допустил американского журналиста Джорджа Кеннана в
камеры к заключенным.
За это Красин был приговорен
к ссылке в Восточную Сибирь.
Узнав о суровом решении
суда, Б. И. Красин тяжело заболел, в конце декабря 1887 года его положили в тюремную
больницу и позднее направили в Иркутск. Жена добилась разрешения сопровождать
его с двумя малолетними детьми. Вся же семья Красина была большая, состояла
из восьми человек (сам он, Борис Иванович, жена Антонина Григорьевна,
урожденная Кропанина.
В Иркутске были обычны тогда
споры между марксистами и народниками о судьбах капитализма в России, в
частности в Сибири, и, следовательно, о перспективах роста пролетариата и его
роли в революционном движении.
Эти споры нашли отражение в
«Восточном обозрении». В нескольких номерах за 1886 год были опубликованы
статьи И. И. Попова, редактора газеты, и Л. Б. Красина о судьбах капитализма в
Сибири.
И. И. Попов, выражая взгляды
народников, считал, что в Сибири нет условий для развития капитализма и она
будет спасена «от стремительного потока развития капиталистических форм». Автор
статьи возлагал надежды на «совместную работу правительства и общества».
В этом он расходился с
революционными народниками, боровшимися против самодержавия. Признание
возможности «совместной работы правительства и общества» характерно было для
либерального народничества, стоявшего на реформистских позициях.
Красину необходимо было
доказать ошибочность народнических взглядов. Этому и посвящена статья «Судьбы
капитализма в Сибири». В противоположность субъективно-социологическим
рассуждениям народников он, характеризуя состояние промышленности, сельского
хозяйства и торговли, показал, что экономическое развитие Сибири идет по
капиталистическому пути.
|