Автор: А.Д. Фатьянов. Иркутск, 1990 г.
ОТ АВТОРА
Долго и, возможно, бесплодно
пришлось бы заниматься нам поисками материалов об основателе картинной
галереи в Иркутске. Случай подвернулся сам по себе, неожиданно, независимо от
наших усилий, и мы стали обладателями значительного архива В. П. Сукачева.
А дело было так. Летом 1947
года в Иркутский художественный музей зашел неизвестный гражданин. Объяснил,
что он из Ленинграда и что при нем имеется записка к директору музея от его
соседа по квартире. Конечно, появление неожиданного посетителя мы восприняли
как обыденное, повседневное: думали, что будет просьба о фотографиях с картин
пли о представлении какой-либо справки по художникам Сибири.
Но оказалось, что послание
было от Владимира Владимировича Сукачева — сына основателя картинной галереи в
Иркутске. Оно содержало в себе обращение к администрации музея с просьбой
сообщить о судьбе картин его отца. Письмо взбудоражило нас и несказанно обрадовало.
Ведь когда-то у Владимира Платоновича Сукачева в Иркутске имелось богатое
собрание картин.
Человек, вручивший записку,
назвал свою фамилию: А.О. Гурвич, геолог, но делам службы часто посещает
Восточную Сибирь, в том числе Иркутск. Узнав об очередной поездке, его сосед
по квартире В. В. Сукачев попросил зайти в местный художественный музей.
Мы отправили Владимиру
Владимировичу обстоятельное письмо с множеством возникших у нас вопросов и
неясностей о родителе и его художественном собрании. Радуясь заочному
знакомству, попросили написать биографию родоначальника нашего музея. В конце
1948 года Владимир Владимирович прислал в иркутский музей подробную биографию
отца.
Спустя год со времени нашего
заочного знакомства я специально был командирован в Ленинград, где теперь уже
лично встретился с Владимиром Владимировичем и его женой Екатериной Алексеевной.
Первая встреча состоялась в
их ленинградской квартире по улице Жуковского. Владимир Владимирович уже на
пенсии, а жена его, пианистка-аккомпаниатор детской балетной школы, работала
при Выборгском Доме культуры. Не верилось, что передо мной — сын того, кто
создал в Иркутске художественный музей. Высокий, сухощавый.
Судя по одной из фотографий,
сохранившейся в музее, внешний его облик напоминал отца. Только у отца — усы с
тонкими закрученными кончиками вверх, а у сына их не было. Владимир Владимирович
держался скромно и сдержанно, я с трудом вытягивал из его фразы. Больше
говорила Екатерина Алексеевна.
Рассказывала о том, как в
годы войны они пережили блокаду Ленинграда, топили мебелью железную печку,
потом дело дошло и до подрамников с картин, сохранившихся в доме.
В первое посещение Сукачевых
я получил в дар музею альбомы фотографий интерьеров картинной галереи
Владимира Платоновича в Иркутске, семейные фото и некоторые другие документы. С
этого момента переписка стала доверительнее, от случая к случаю, почти ежегодно,
повторялись и задушевные встречи в Ленинграде.
Полученные материалы, а
также работа в местных архивах и изучение скудных публикаций в газетах и
журналах дали возможность планомерного знакомства с возникновением в Иркутске
картинной галереи Сукачева и созданного в годы Советской власти на ее базе областного
художественного музея.
По этим документам мною
написаны книги, выпущенные в разные годы в Иркутске: «Иркутский художественный
музей» (1958). «Судьба сокровищ» (1967). «Загадка старой картины» (1974) и
«Иркутские сокровища» (1985).
Три последние книги не
только затрагивали общие вопросы историко-искусствоведческого характера по
формированию коллекции музея, но и знакомили с исследованиями отдельных
произведений искусства, их историей и дальнейшей судьбой экспонатов, рассказывали
о встречах с коллекционерами, авторами работ, хранящихся в иркутском музее.
Но те книги сообщали в
основном о художественном собрании иркутской коллекции и лишь бегло информировали
о ее родоначальнике - Владимире Платоновиче Сукачеве. Сейчас же читателю
предлагается специальное исследование, в котором автор по силе возможности
стремился осветить многогранную деятельность Сукачева.
Сукачев предстает перед нами
не только как собиратель картин и основатель первой художественной галереи в
Сибири, но и как деятельный городской голова Иркутска, сибирский просветитель и
щедрый благотворитель, а также издатель.
И все же среди добрых дел.
осуществленных на поприще городского головы, а также председателя Восточно-Сибирского
отдела Русского географического общества (ВСОРГО), самым важным для нас
наследием Сукачева является создание первой картинной галереи в Сибири. Впрочем,
она была первой не только в Сибири,— ее можно считать первой провинциальной
картинной галереей России.
Кроме императорского Эрмитажа
в столичном Петербурге и Третьяковской галереи в Москве, ни в одном городе
царской России картинных галерей не было, и по исторической давности иркутская
галерея Сукачева, созданная в семидесятых годах прошлого века,— первая.
Постичь важность
просветительской деятельности Сукачева и оценить значение его картинной
галереи, на основе которой образовался Иркутский художественный музей, читателю
поможет знакомство с его нынешней коллекцией. Книга рассказывает и об открытии
в филиале музея — соборе Богоявления — постоянно действующей выставки
«Сибирское искусство».
В поисках материалов о
Сукачеве немалую помощь оказали мне краевед Раиса Архиповна Андреева (ею
обнаружены документы в Государственном архиве Иркутской области), заведующая
отделом редких книг Научной библиотеки Иркутского государственного университета
Надежда Васильевна Куликаускене и историк Юрий Степанович Душкин. Выражаю им
глубокую признательность и искреннюю благодарность.
|