Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 27.11.2024, 10:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 1


От автора
Автор: А.Д. Фатьянов. Иркутск, 1990 г.


            ОТ АВТОРА
Долго и, возможно, бесплодно пришлось бы зани­маться нам поисками материалов об основателе картин­ной галереи в Иркутске. Случай подвернулся сам по себе, неожиданно, независимо от наших усилий, и мы стали обладателями значительного архива В. П. Сукачева.
А дело было так. Летом 1947 года в Иркутский ху­дожественный музей зашел неизвестный гражданин. Объяснил, что он из Ленинграда и что при нем имеется записка к директору музея от его соседа по квартире. Конечно, появление неожиданного посетителя мы во­сприняли как обыденное, повседневное: думали, что бу­дет просьба о фотографиях с картин пли о представлении какой-либо справки по художникам Сибири.
Но оказа­лось, что послание было от Владимира Владимировича Сукачева — сына основателя картинной галереи в Ир­кутске. Оно содержало в себе обращение к администра­ции музея с просьбой сообщить о судьбе картин его от­ца. Письмо взбудоражило нас и несказанно обрадовало. Ведь когда-то у Владимира Платоновича Сукачева в Иркутске имелось богатое собрание картин.
Человек, вручивший записку, назвал свою фамилию: А.О. Гурвич, геолог, но делам службы часто посещает Восточную Сибирь, в том числе Иркутск. Узнав об оче­редной поездке, его сосед по квартире В. В. Сукачев попросил зайти в местный художественный музей.
Мы отправили Владимиру Владимировичу обстоя­тельное письмо с множеством возникших у нас вопросов и неясностей о родителе и его художественном собрании. Радуясь заочному знакомству, попросили написать биографию родоначальника нашего музея. В конце 1948 го­да Владимир Владимирович прислал в иркутский музей подробную биографию отца.
Спустя год со времени нашего заочного знакомства я специально был командирован в Ленинград, где теперь уже лично встретился с Владимиром Владимировичем и его женой Екатериной Алексеевной.
Первая встреча состоялась в их ленинградской квар­тире по улице Жуковского. Владимир Владимирович уже на пенсии, а жена его, пианистка-аккомпаниатор детской балетной школы, работала при Выборгском Доме культуры. Не верилось, что передо мной — сын то­го, кто создал в Иркутске художественный музей. Вы­сокий, сухощавый.
Судя по одной из фотографий, сохра­нившейся в музее, внешний его облик напоминал отца. Только у отца — усы с тонкими закрученными кончика­ми вверх, а у сына их не было. Владимир Владимирович держался скромно и сдержанно, я с трудом вытягивал из его фразы. Больше говорила Екатерина Алексеевна.
Рассказывала о том, как в годы войны они пережили блокаду Ленинграда, топили мебелью железную печку, потом дело дошло и до подрамников с картин, сохранив­шихся в доме.
В первое посещение Сукачевых я получил в дар му­зею альбомы фотографий интерьеров картинной галереи Владимира Платоновича в Иркутске, семейные фото и некоторые другие документы. С этого момента перепис­ка стала доверительнее, от случая к случаю, почти еже­годно, повторялись и задушевные встречи в Ленинграде.
Полученные материалы, а также работа в местных архивах и изучение скудных публикаций в газетах и журналах дали возможность планомерного знакомства с возникновением в Иркутске картинной галереи Сукаче­ва и созданного в годы Советской власти на ее базе об­ластного художественного музея.
По этим документам мною написаны книги, выпущенные в разные годы в Иркутске: «Иркутский художественный музей» (1958). «Судьба сокровищ» (1967). «Загадка старой картины» (1974) и «Иркутские сокровища» (1985).
Три последние книги не только затрагивали общие вопросы историко-искусствоведческого характера по формированию коллекции музея, но и знакомили с ис­следованиями отдельных произведений искусства, их историей и дальнейшей судьбой экспонатов, рассказы­вали о встречах с коллекционерами, авторами работ, хранящихся в иркутском музее.
Но те книги сообщали в основном о художественном собрании иркутской коллекции и лишь бегло информи­ровали о ее родоначальнике - Владимире Платоновиче Сукачеве. Сейчас же читателю предлагается специаль­ное исследование, в котором автор по силе возможности стремился осветить многогранную деятельность Сукаче­ва.
Сукачев предстает перед нами не только как соби­ратель картин и основатель первой художественной га­лереи в Сибири, но и как деятельный городской голова Иркутска, сибирский просветитель и щедрый благотво­ритель, а также издатель.
И все же среди добрых дел. осуществленных на по­прище городского головы, а также председателя Восточ­но-Сибирского отдела Русского географического общест­ва (ВСОРГО), самым важным для нас наследием Су­качева является создание первой картинной галереи в Сибири. Впрочем, она была первой не только в Сиби­ри,— ее можно считать первой провинциальной картин­ной галереей России.
Кроме императорского Эрмитажа в столичном Петербурге и Третьяковской галереи в Мо­скве, ни в одном городе царской России картинных га­лерей не было, и по исторической давности иркутская галерея Сукачева, созданная в семидесятых годах прош­лого века,— первая.
Постичь важность просветительской деятельности Сукачева и оценить значение его картинной галереи, на основе которой образовался Иркутский художественный музей, читателю поможет знакомство с его нынешней коллекцией. Книга рассказывает и об открытии в фили­але музея — соборе Богоявления — постоянно действую­щей выставки «Сибирское искусство».
В поисках материалов о Сукачеве немалую помощь оказали мне краевед Раиса Архиповна Андреева (ею обнаружены документы в Государственном архиве Ир­кутской области), заведующая отделом редких книг Научной библиотеки Иркутского государственного уни­верситета Надежда Васильевна Куликаускене и историк Юрий Степанович Душкин. Выражаю им глубокую признательность и искреннюю благодарность.



Категория: Владимир Сукачев ч. 1 | Добавил: anisim (30.06.2011)
Просмотров: 2264 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>