В здании классической
гимназии 30 октября 1890 года состоялся торжественный акт городских училищ
Иркутска. Вслед за чтением отчета инспектора городских училищ Сукачев выступил
с докладом «О значении ручного труда в воспитании». «Важно не только развивать
трудолюбие,— говорил он,— нужно научить детей уважать и ценить его... Ручной
труд приучает к точности, аккуратности и порядку». Доклад Сукачева вызвал огромный
интерес педагогической общественности и был опубликован в «Восточном
обозрении». Учитывая важность трудового воспитания детей и в наше время,
приводим этот доклад полностью.
Сукачев всегда отстаивал
необходимость гармоничного развития ребенка. Основные его компоненты —
всестороннее образование, трудовое воспитание, знакомство детей и с
отечественным и мировым искусством (литературой, театром, музыкой,
изобразительным творчеством), Владимир Платонович, всячески поддерживал особо
талантливых учащихся.
Так, обратив внимание на
редкие способности иркутского гимназиста, сына заведующей школы девочек Е. Д.
Солдатовой, Владимир Платонович поддерживает его материально и помогает в
отправке на учебу в столичный университет «молодого тогда Солдатова В. К.,
впоследствии маститого ученого-ихтиолога, профессора Московской
сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева, скончавшегося в 1941 г.»
После окончательного
переезда в Петербург Владимир Платонович не сидел в столице сложа руки. Кроме
выпуска печатных изданий о Сибири и широкого их распространения, он принимал
деятельное участие в работе общества «Сибирское землячество» при Петербургском
университете.
Эта группа составляла
значительное число студентов, съехавшихся в столицу из разных пунктов огромной
территории страны от Урала до Тихого океана.
В основу деятельности
землячества входила материальная помощь и обеспечение стипендиями
студентов-сибиряков малоимущих родителей, организация удешевленных столовых.
Для этого существовали всевозможные виды привлечения средств.
Общество занималось
проработкой хозяйственного и культурного строительства Сибири, участием в
массовом краеведческом движении и содействии его развитию, распространением
знаний о сибирском крае, осуществляло свои дела непосредственно через
различные культурные профессиональные и обществено-научные организации,
способствуя обеспечению Сибири квалифицированными кадрами.
Члены «Сибирского
землячества» организовали чтения докладов на темы, посвященные краю, создавали
научные кружки, составляли библиотеки книг по сибиреведению. В 1910—1914 годах
через свои землячества студенчество приняло участие в экспедициях общества
изучения Сибири.
|