С сердечностью откликнулся
В. П. Сукачев на это письмо и выслал дополнительно к ранее выделенным 15
тысячам еще 2 тысячи рублей, предназначенные для завершения экспедиции и
следования к конечному пункту — Иркутску. Таким образом, из 29 500 рублей
запланированных на экспедицию расходов,— 17 тысяч выделено Сукачевым, остальное финансирование было осуществлено Русским
географическом обществом.
Кроме общих исследовании
научного характера, по заданию Сукачева Потанин собирал и новые пополнения
экспонатов для музея ВСОРГО, и не только предметы этнографического характера,
но и минералогические коллекции. гербарии, образцы шкурок отстрелянных птиц и
животных для изготовления чучел.
По пути следования в Китай
через Англию, Гибралтар и Средиземное море на длительных остановках корабля
ученый знакомился с представителями науки и всегда помнил о необходимости
обогатить собрание иркутского музея новыми экспонатами.
Таким образом, Потанин
заполучил редчайшие образцы растений у господина Дате — французского ботаника
и конхиолога, которого он встретил в Гибралтаре. Кроме того, ученый подарил
иркутскому музею ВСОРГО коллекцию наземных раковин, состоящую из 130 предметов.
Потанин доставил в Иркутск
много всевозможных экспонатов, характеризующих животный и растительный мир
стран Азии и европейского континента. Он привез богатейшую минералогическую
коллекцию, значительное число предметов народного быта и изобразительного искусства.
Все это вручено было формировавшемуся заново после пожара музею ВСОРГО.
В годы Советской власти, при
образовании художественного музея, лучшие произведения изобразительного
творчества народов Китая из бывшего музея ВСОРГО были переданы музею для
расширения коллекции предметов декоративно-прикладного искусства. Собрание
Потанина явилось основой создания богатейшего отдела китайского искусства.
В числе экспонатов оказалась
уникальная серия патриотических гравюр периода французской агрессии в Китай
1884—1885 годов. Так совпало, что в это время экспедиция Потанина находилась
непосредственно в Китае, и только что появившиеся в свет гравюры на дереве, повествующие
о героизме китайского народа и вандализме колонизаторов, каким-то чудом
оказались у русского путешественника.
Причем эти эстампы, исключительно
выразительные, пока еще нигде нам не встречались — ни в репродукциях, ни в
музеях мира. Выполнены гравюры в стиле национальных китайских народных
картинок. Панорамически, без учета перспективы, но ярко, образно и многопланово
выражают они события борьбы народов Китая за независимость.
Еще ранее, с начала своих
зрелых лет, Сукачев стал интересоваться изучением родного края. Он был в
дружеских отношениях с сибирскими писателями и публицистами, занимался даже
исследованием творчества некоторых из них. |