Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 25.11.2024, 18:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Доклад В.П. Сукачева - 1
О ЗНАЧЕНИИ   РУЧНОГО ТРУДА  И  ВОСПИТАНИИ
ДОКЛАД В. П. СУКАЧЕВА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ ИРКУТСКИХ  ГОРОДСКИХ   УЧИЛИЩ. ЗАЧИТАННЫЙ 21 ОКТ. 1890 г.
Два года тому назад, когда мы. как и сегодня, пользуясь любезным разрешением глубоко уважаемого директора гимназии И. Н. Румова, собравшись в этом самом зале, праздновали акт начальных городских училищ, только одна школа выставила ося­зательные результаты преподавания рукоделия. Эта скромная попытка получила одобрение и, что для нас еще важнее, нашла себе подражателей. Ныне уже не одна, а все городские школы дли девочек экспонировали работы своих учениц, и работы эти далеко  оставляют  за  собою  первоначальный  опыт,  проявление которого мы видели в 1888 году. Т. о. рукодельные занятия к школах девочек можно считать упроченными и остается поже­лать им дальнейшего развития  и совершенствования
К сожалению, нельзя того же сказать о начальных училищах для мальчиков. Из них только одно, а именно глазковское учи­лище Св. кн. Владимира, выставившего столярные работы, изго­товленные под руководством А. П. Мезенцева, по собственной инициативе применившего это ремесло в заведуемой им школе. Местное население в лице родителей обучавшихся в школе г. Ме­зенцева детей поднесло ему адрес — факт, достойный быть отме­ченным в истории иркутской начальной школы - тем высказало свое одобрение..
Полученные г. Мезенцевым в сравнительно короткое время ре­зультаты, несомненно, вызовут подражания и у его товарищей, подобно тому как первая выставка рукодельных работ вызвала подражание в однородных училищах. Ввиду этого предположения я нахожу уместным сказать несколько слов по поводу введения в программу начальной школы физических занятий, тем более что во время недавней поездки моей я имел случай познакомить ся с этим вопросом, насколько он оказался по силам человеку, не посвященному в педагогическую науку, дилетанту и, следова­тельно, и профану в этом деле.
Мысль о необходимости введения в программу школьных за­нятий физических упражнений обязана своим происхождением тому исключительно книжному теоретическому направлению, ко­торое, издавна укрепившись в школе, повлекло за собою пере­утомление и физическое истощение. Немудрено, что передовые люди с давних пор бьют тревогу по поводу такого исключительного направления нашего образования.
Уже в половине XVII столетия в пользу введения в школь­ное преподавание физических упражнений высказывался Амос Коменский в своем Didactics magna. В том же духе пишут Фран­ке. Бэкон. Локк и Ж. Ж. Руссо, которые признают важное значе­ние физического труда, давшего отдых от умственных занятий, освежающего и укрепляющего детский организм. Можно приве­сти иного авторитетных педагогов, ратующих за необходимость, наряду с развитием ума, совершенствовать тело. но. из боязни утомить моих слушателей, я перейду прямо к современным апос­толам этого направления, которым оно обязано тем. что ныне мож­но считать стоящим на твердой почве. Эти апостолы — Песталоцци. Фребель и как современник Отто Саломон. Песталоцци счи­тает наглядность за важнейший стимул образования, Фребель прибавляет- к этому свободное действие и самодеятельное твор­чество.
Идею, положенную в основу современной педагогики, блиста­тельно разработал директор учительского института в Нессе. близ Гамбурга, в Швеции, знаменитый Отто Саломон. успевший с 1870 года подготовить около 1600 учителей и учительниц, которые при­езжали к нему учиться со всего света.
В чем же заключаются основные положения этого реформа­тора общественного предмета, в короткое время успевшего за­воевать себе прочное место в программе начальных училищ, по­степенно проникающего не только в сферу среднего, по и высше­го образования? Постараюсь, насколько сумею, ответить на этот вопрос, пользуясь немногими имеющимися в моем распоряжении данными, а также теми впечатлениями, которые я вынес из бе­седы с К. К). Пирулем. заведующим школою ручного труда при институте Илера в СПб. и из посещения выставок парижской и петербургской профессиональной.
Ручной труд, говорит Отто Саломон. может быть рассматри­ваем с самых разнообразных точек зрения. С одной стороны, мож­но задаваться по отношению к тому чисто утилитарными требо­ваниями, с другой — можно поставить целью приготовление к из­вестно!! профессии. Затем можно находить нецелесообразным преимущественное употребление в школьных занятиях ножа, ко­торый менее всего нужен в ремеслах; со стороны практической можно, например, сказать: зачем ученику трудиться над выдел­кой ложки, которую можно купить за 2 коп.: можно требовать, чтобы ребенок учился изготовлять предметы, имеющие значитель­ную ценность: можно критиковать ручной труд с точки зрения эстетической и т. д. На это следует ответить, что школа пред­ставляет более широкие задачи, что она не должна служить це­лям потусторонним, каковыми являются цели хозяйственного до­моводства, цели практические, художественные и т. п. В выборе занятий школа должна руководствоваться единственным соображением: насколько данное занятие пригодно в воспитательном отношении. Исходя из этого положения, Отто Саломон приходит к заключению, что ручной труд должен быть важнейшим орудием нормального развития ребенка.
Большинство детей но окончании учения должны создавать себе положение трудом физическим. Поэтому одна из важнейших задач воспитания заключается в том. чтобы пробудить и укрепить в ученике любовь к труду. Но эту любовь можно укрепить толь­ко трудом же. В этом отношении воспитательной цели более все­го может служить правильное, соображенное с детским организ­мом применение ручного труда, который детям приятнее, неже­ли теоретические занятия. Потребность труда лежит в основе на­шего организма. Воспитатель обязан воспользоваться ею, развить ее. Что дети любят физическую работу, доказывает пример учи­тельского института с. Ильера: даже в праздничные дни дети по собственной инициативе приходят работать в находящуюся при ней городскую школу. То же явление я имел случаи наблюдать в бесплатной школе Н. В. Сукачевой. ученицы которой по окон­чании курса нередко просят позволения продолжать их рукодель­ные занятия и таким образом не прерывать свою связь с их alma-mater. Я уверен, что это положение подтвердят учительницы го­родских школ, несмотря на свою кратковременную в этом отно­шении практику. Зато вряд ли мне укажут добровольцев на про­должение занятий по труду умственному...



Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 2598 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>