О
ЗНАЧЕНИИ РУЧНОГО ТРУДА И ВОСПИТАНИИ
ДОКЛАД В.
П. СУКАЧЕВА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ ИРКУТСКИХ
ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩ. ЗАЧИТАННЫЙ 21 ОКТ. 1890 г.
Два года тому назад, когда мы. как и сегодня, пользуясь любезным
разрешением глубоко уважаемого директора гимназии И. Н. Румова, собравшись в
этом самом зале, праздновали акт начальных городских училищ, только одна школа
выставила осязательные результаты преподавания рукоделия. Эта скромная попытка
получила одобрение и, что для нас еще важнее, нашла себе подражателей. Ныне уже
не одна, а все городские школы дли девочек экспонировали работы своих учениц, и
работы эти далеко оставляют за
собою первоначальный опыт,
проявление которого мы видели в 1888 году. Т. о. рукодельные занятия к
школах девочек можно считать упроченными и остается пожелать им дальнейшего
развития и совершенствования
К сожалению, нельзя того же сказать о начальных училищах для мальчиков.
Из них только одно, а именно глазковское училище Св. кн. Владимира,
выставившего столярные работы, изготовленные под руководством А. П. Мезенцева,
по собственной инициативе применившего это ремесло в заведуемой им школе.
Местное население в лице родителей обучавшихся в школе г. Мезенцева детей
поднесло ему адрес — факт, достойный быть отмеченным в истории иркутской
начальной школы - тем высказало свое одобрение..
Полученные г. Мезенцевым в сравнительно короткое время результаты, несомненно,
вызовут подражания и у его товарищей, подобно тому как первая выставка
рукодельных работ вызвала подражание в однородных училищах. Ввиду этого предположения
я нахожу уместным сказать несколько слов по поводу введения в программу
начальной школы физических занятий, тем более что во время недавней поездки
моей я имел случай познакомить ся с этим вопросом, насколько он оказался по
силам человеку, не посвященному в педагогическую науку, дилетанту и, следовательно,
и профану в этом деле.
Мысль о необходимости введения в программу школьных занятий физических
упражнений обязана своим происхождением тому исключительно книжному теоретическому
направлению, которое, издавна укрепившись в школе, повлекло за собою переутомление
и физическое истощение. Немудрено, что передовые люди с давних пор бьют тревогу
по поводу такого исключительного направления нашего образования.
Уже в половине XVII столетия в пользу введения в школьное преподавание
физических упражнений высказывался Амос Коменский в своем Didactics magna. В том
же духе пишут Франке. Бэкон. Локк и Ж. Ж. Руссо, которые признают важное значение
физического труда, давшего отдых от умственных занятий, освежающего и укрепляющего
детский организм. Можно привести иного авторитетных педагогов, ратующих за
необходимость, наряду с развитием ума, совершенствовать тело. но. из боязни
утомить моих слушателей, я перейду прямо к современным апостолам этого направления,
которым оно обязано тем. что ныне можно считать стоящим на твердой почве. Эти
апостолы — Песталоцци. Фребель и как современник Отто Саломон. Песталоцци считает
наглядность за важнейший стимул образования, Фребель прибавляет- к этому
свободное действие и самодеятельное творчество.
Идею, положенную в основу современной педагогики, блистательно
разработал директор учительского института в Нессе. близ Гамбурга, в Швеции,
знаменитый Отто Саломон. успевший с 1870 года подготовить около 1600 учителей и
учительниц, которые приезжали к нему учиться со всего света.
В чем же заключаются основные положения этого реформатора общественного
предмета, в короткое время успевшего завоевать себе прочное место в программе
начальных училищ, постепенно проникающего не только в сферу среднего, по и высшего образования?
Постараюсь, насколько сумею, ответить на этот вопрос, пользуясь немногими
имеющимися в моем распоряжении данными, а также теми впечатлениями, которые я
вынес из беседы с К. К). Пирулем. заведующим школою ручного труда при
институте Илера в СПб. и из посещения выставок парижской и петербургской
профессиональной.
Ручной труд, говорит Отто Саломон. может быть рассматриваем с самых
разнообразных точек зрения. С одной стороны, можно задаваться по отношению к
тому чисто утилитарными требованиями, с другой — можно поставить целью
приготовление к известно!! профессии. Затем можно находить нецелесообразным
преимущественное употребление в школьных занятиях ножа, который менее всего
нужен в ремеслах; со стороны практической можно, например, сказать: зачем
ученику трудиться над выделкой ложки, которую можно купить за 2 коп.: можно
требовать, чтобы ребенок учился изготовлять предметы, имеющие значительную ценность:
можно критиковать ручной труд с точки зрения эстетической и т. д. На это
следует ответить, что школа представляет более широкие задачи, что она не
должна служить целям потусторонним, каковыми являются цели хозяйственного домоводства,
цели практические, художественные и т. п. В выборе занятий школа должна
руководствоваться единственным соображением: насколько данное занятие пригодно
в воспитательном отношении. Исходя из этого положения, Отто Саломон приходит к
заключению, что ручной труд должен быть важнейшим орудием нормального развития
ребенка.
Большинство детей но окончании учения должны создавать себе положение
трудом физическим. Поэтому одна из важнейших задач воспитания заключается в
том. чтобы пробудить и укрепить в ученике любовь к труду. Но эту любовь можно укрепить
только трудом же. В этом отношении воспитательной цели более всего может
служить правильное, соображенное с детским организмом применение ручного
труда, который детям приятнее, нежели теоретические занятия. Потребность труда
лежит в основе нашего организма. Воспитатель обязан воспользоваться ею,
развить ее. Что дети любят физическую работу, доказывает пример учительского
института с. Ильера: даже в праздничные дни дети по собственной инициативе
приходят работать в находящуюся при ней городскую школу. То же явление я имел
случаи наблюдать в бесплатной школе Н. В. Сукачевой. ученицы которой по окончании
курса нередко просят позволения продолжать их рукодельные занятия и таким
образом не прерывать свою связь с их alma-mater. Я уверен, что это положение подтвердят учительницы городских школ,
несмотря на свою кратковременную в этом отношении практику. Зато вряд ли мне
укажут добровольцев на продолжение занятий по труду умственному...
|