Но важно не только развивать трудолюбие, нужно научить детей уважать
физический труд и ценить его. До сих пор на этот труд школа смотрела с высоты
и. отдавая предпочтение умственным занятиям, развивала пренебрежение к труду физическому,
скажу более, приучила презирать его. На эту сторону дела необходимо обратить
серьезное внимание, нужно исправить недостаток старой школы, что может быть достигнуто
тогда, когда в программу школьного образования, наравне с предметами теоретическими,
будет введен ручной труд. При этом не следует опускать из виду главных,
основных положений, нужно заботиться о том. чтобы работа интересовала ученика,
чтобы она имела практическое применение, а не была бесполезною как в глазах
его. так и в глазах его родителей, чтобы ученик знакомился постепенно с
приемами труда в связи с изготовляемыми им предметами, чтобы дети работали
самостоятельно, чтобы работа была работой, а не игрой. Только при соблюдении
этих условий возможно заставить детей полюбить работу и научить их ценить и уважать
ее.
По системе Саломона, иначе именуемой нэсской. ручной труд противополагается
ремеслу. Не дело начальной школе готовить ремесленников, она должна доставить
только умение обращаться с инструментами, сообщать сноровку, общий навык к
труду. Ремесел много, если их вводить в преподавание, то потребовалось бы
иметь множество мастеров, что составило бы большое затруднение. Самый срок обучения
в школе слишком мал для того, чтобы в течение его можно было научиться
какому-то ремеслу. Да и невозможно заранее определить: какому ремеслу желательно
обучить данного ребенка.
Бог дал человеку язык для выражения мысли и руки для воплощении идей в реальные
формы. Когда недостаточно слова, человек прибегает к посредству руки. Руками
сделана группа Лаокоона. которая говорит нашему сердцу больше, нежели любая
книга; картина Рафаэля живее и яснее передает мысль, нежели многотомное сочинение.
Развитие рук не менее важно, чем развитие и совершенствование слова, оно не
только подавляет психическую деятельность, а еще способствует ей. Развитие ловкости
рук нельзя предоставить семье как потому что оно должно быть ведено методически,
так потому, что вне школы у ребенка мало свободного времени. Ручной труд более
всякого другого занятия способствует развитию самодеятельности. В самом деле,
теоретические задачи могут быть выполняемы п не самими учениками и учителю
никогда не усмотреть за тем, чтобы посторонние — вне школы родные и знакомые, а
в школе товарищи, не помогали его питомцам. Этого нельзя сказать про задачи
ручного труда, которые обязательно исполняются самими учениками на глазах
учителя. Да они и сами не пожелают чужой помощи: работая сами, ученики выносят
неисчерпаемые наслаждения из трудов своих рук.
Ручной труд приучает к точности, аккуратности и порядку. Отсутствие
этих свойств, необходимых во всяком деле, при ручном труде проявляется сильнее
всего, так как здесь небрежность сама себя наказывает.
Наконец ручным трудом скорее всего можно воспитать в детях внимание, а
вместе с тем прилежание и настойчивость. Наглядные занятия более доступны для
понимания ребенка, нежели
задачи теоретические. Они более способны развить в нем внимание и сосредоточенность. Это. так сказать, внешнее внимание впоследствии
легко переносится на занятия умственные. Развить в ребенке внимание, особенно первоначальное, может только ручной труд. Отсутствие внимания наглядно
отражается на самой работе и показывает учащемуся его промахи,, которых он.
естественно, старается избежать в последующих занятиях. Невнимательность же
может быть причиной ушибов и т. п.. которые действуют сильнее самых красноречивых увещаний.
Ручной труд может оказать школе неоценимую услугу, дав им необходимое
равномерное развитие всего организма ребенка, пробудить в жизни дремлющие
силы, установить равновесие. Результаты ручного труда виднее, доступнее
непосредственному наблюдению, нежели результаты умственного. Удачное выполнение
работы поднимает дух ребенка, бодрит его и поощряет к самоусовершенствованию.
Это психическое состояние, отражаясь на всем организме, несомненно, влияет на
успехи в сфере умственной деятельности. Занимая свободное время, ручной труд
отвлекает ребенка от безделья, научает его ценить труд других, удерживает от
поступков, являющихся последствием лени и безделья.
Педагогическое значение ручного труда выражается в замеченном уже
факте, что многие дети, не обнаружившие желательных успехов в школе,
оказывались зачастую хорошими работниками по ручному труду. Было также
замечено, что физические занятия пробуждали
в них природные способности, и
нередки случаи, когда из тупиц
делались хорошими учениками.
Из сказанного ясно, что разумеет педагогика под названием ручного
труда. Это отнюдь пе ремесло, а только практические занятия, применяемые к
обработке дерена, металлов, папки и т. п. Задача его заключается в подготовке к
практическому делу, в ознакомлении с приемами, с главнейшими инструментами,
словом, с азбукой физического труда. Ручной труд преследует цели
воспитательные, а не практические домоводственные, художественные и т. п. Ближайшая цель его заключается не в образовании ремесленников, а в том. чтобы
дать простор всем «возможностям», которые находятся в детском организме в
зачаточном состоянии и легко могут заглохнуть при исключительно книжном
направлении школы. Развитие воли, характера, совершенствование внешних чувств
ребенка, укрепление его физических сил — вот к чему стремится педагог,
руководящий занятиями по ручному труду.
Не смею далее останавливаться в этом вопросе, многие стороны которого
остались не затронутыми в моей речи. Моя цель заключается только в ознакомлении
с основными его элементами, мое
желание сводится к тому, чтобы вызвать к нему некоторый интерес. Лицо, специально изучавшее ручной труд, в скором времени прибудет в
Иркутск н. вероятно, не откажет нам в своих добрых советах, а может быть,
познакомит пас с добытыми сведениями в живой публичной речи. Мне же остается
пожелать, чтобы ручкой труд вошел в программу обучении в нашей школе, подобно
тому как он вошел в программу преподавания во Франции, Германии. Швеции. Дании и Финляндии. Наше городское общество, принимающее близко к сердцу вопросы, касающиеся начального
образования, не оставит без внимания и эту сторону дела.
Говоря об участии иркутского общества, я должен вспомнить и многих частных
лиц. Едва ли найдется другой город в России, который мог бы считать в своей
среде столько почтенных ревнителей образования: довольно вспомнить имена Трапезникова,
Понамарева, Хаминова, Сибирякова. не следует обходить молчанием и наших
почетных блюстительниц и блюстителем. Такое сочувствие общества поощряется успехами
школьного дела, обязанного им стоящему на высоте своего положения школьному персоналу.
Скажемте же глубокое
спасибо директору, инспектору, законоучителям,
учительницам п учителям, а самой школе пожелаем дальнейшего развития и процветания. Пожелаем ей достижения идеала бесплатного обучения, идеала, впервые
поставленного великими преобразователями России Петром I и Екатериной II.
первыми основателями и городского самоуправления, и городской школы.
Восточное
обозрение. 1890. № 40
|