КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Иркутский областной
художественный музей владеет самым крупным и ценным собранием предметов изобразительного
искусства на востоке нашей страны. Богат он не только значительным количеством
экспонатов, но считается одним из старейших музеев искусств. Как ни
парадоксально, но в далекой Сибири вдали от культурных центров России в прошлом
веке оказалось столь значительное собрание картин. Ничего подобного тогда не
было ни в одном из провинциальных городов Центральной России.
Известный собиратель картин
русских живописцев П. М. Третьяков положил начало своей галерее в Москве в
1856 году. Что касается собирательства картин в губернских городах Европейской
России, то в провинциальном Саратове в 1885 году художник А. П. Боголюбов
впервые создает художественный музей А. Н. Радищева, назвав его именем своего
деда. По инициативе художников Н. А. Кошелева и А. О. Карелина в 1896 году
образовывается художественный музей в Нижнем Новгороде. Стараниями живописцев
братьев В. М. и А. М. Васнецовых, художников А. А. Рылова, Н. Н. Хохрякова и
Н. Н. Румянцева в 1910 году в Вятке создается еще один музей.
Появление в России
художественных музеев и картинных галерей в конце XIX и начале XX веков можно
было бы перечислять еще и еще. Но все это было позднее, и тоже в Европейской России.
А касается городов, расположенных на востоке за Уралом, то, кроме Иркутска,
подобного явления нигде не наблюдалось.
Датой основания галереи П. М.
Третьякова в Москве считается 1856 год — тогда им была приобретена первая
картина для коллекции. Картинная галерея В. П. Сукачева начала формироваться
еще в 1870 году. А четыре года спустя полотна коллекции были представлены им
на выставку, устроенную по инициативе местного общества любителей музыки и
литературы. Таким образом, в Иркутске раньше всех провинциальных городов
России появилась богатая коллекция картин. Не случайно отдаленный сибирский
город считали тогда не только оживленным центром торговли на востоке
Российской империи, но и одним из культурных очагов края. «Этот город из всех
сибирских городов занимает первое место по торговле и по богатству купцов,
которые, кроме того, славятся благотворительностью и образованностью»,— писал
декабрист А. Е. Розен.— Иркутские купцы ранее чем где-либо в России поняли,
что художественные сокровища являются не только предметом украшения и
эстетического наслаждения, но и средством вкладывать капиталы, которые с каждым
годом приобретают все больше не только духовную, но и материальную ценность.
У Сукачева в Иркутске
оказались солидные предшественники. Ему было с кого брать пример. Правда,
предыдущие собиратели сосредотачивали у себя все подряд, начиная с картин,
гравюр, нумизматики, редчайших книг и кончая различными предметами домашнего
обихода. Еще в раннем детстве Сукачев был наслышан от своих родителей,
дедушек, бабушек и других местных старожилов об иркутских коллекционерах. В их
числе можно назвать именитого купца, бывшего городского голову
Михаила Сибирякова, начавшего свою коллекцию с подарка Г. Р. Державина.
Преклоняясь перед талантом великого поэта, Сибиряков послал ему в дар соболью
шубу и шапку. В качестве ответа Державин в 1801 году заказал живописцу Тончи
свое изображение во весь рост, в дарственном наряде и направил портрет своему
поклоннику в Иркутск. С тех пор Сибиряков увлекся коллекционированием. При
распродаже имущества не принятого в Китае русского посланника Головкина
подарки русского царя, предназначавшиеся богдыхану, были распроданы в
Иркутске. Сибиряков приобретает из их числа ценнейший гобелен русской ручной
работы императорской мануфактуры по оригиналу Ван-Дейка, хранящегося в Эрмитаже,—
«Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон» и большую коллекцию гравюр с видами
русских городов.
Просвещенный иркутский купец
С. Дударовский, давно интересующийся стариной, покупает у Головкина скульптуры,
изделия из бронзы и другие произведения искусства. Владеющий не только
европейскими, но и восточными языками (китайским и монгольским), образованный
купец имел собственную оранжерею с редчайшими растениями, обладал собранием
ценнейших книг на русском, иностранных языках, рукописями по вопросам истории
Сибири, а также имел скульптуры из мрамора, изделия из серебра, бронзы и других
материалов, картины. В его доме была старинная мебель с отделкой серебром и
бронзой, мраморные угловые столики, яшмовые тумбы, великолепные гравюры, иконы
с киотами в ярко-золоченых рамах, стояли огромные шкафы с альбомами, бумажными
трубками и резными кабинетными табуретами.
При общении с Дударовским и
под его влиянием еще смолоду начал коллекционировать картины, гравюры и
редчайшие книги купец В. Н. Баснин. Его коллекция содержала впоследствии до
семи тысяч гравюр русских и зарубежных мастеров резца, множество редчайших
рукописей и старинных книг, особенно по Сибири. Он устраивал у себя
музыкальные вечера, организовал оркестр и хор, разводил в саду и оранжерее
редчайшие по тому времени цветы (озални, георгины, белые кактусы). В 1854 году,
уезжая в Москву, Баснин подарил собрание гравюр московскому Румянцевекому
музею. Позднее, уже в годы Советской власти, наследники Баснина передали
Государственному историческому музею в Москве его переписку с декабристами,
коллекцию дагерротипов с изображением видных иркутских и кяхтинских купцов, а
также четыре семейных портрета Басниных, исполненных иркутским живописцем
Михаилом Васильевым.
Немалым уважением иркутян как
коллекционер пользовался золотопромышленник С. Ф. Соловьев. По словам Г. Н.
Потанина, его собрание картин популярных западноевропейских художников было
известно всей северной столице. В знак любви к своему краю, живя уже в
Петербурге, Соловьев осуществил значительный вклад в исследование долины Амура
и Уссури, издал за свой счет роскошный альбом карт и рисунков к путешествию
Р. К. Маака, совершенному от Сибирского отдела Русского географического
общества в 1855 и 1859 годах. Экземпляр этого редкого издания хранится в
Иркутском художественном музее.
|