В газете «Иркутские губернские
ведомости» (1857 г.)
читатели часто встречали имя Ивана Поджарова, который в связи с отъездом из
города предлагал приобрести у него живописные,
исторические и мифологические картины, итальянские и французские
гравюры.
В это же время здесь находился
художник-портретист И. Д. Яковлев, ученик прославленного К. П. Брюллова,
имевший небольшое собрание полотен своего учителя, работы Ф. А. Бруни и других
авторов. К сожалению, о дальнейшей судьбе коллекций И. Поджарова и И. Яковлева
ничего не известно.
В отличие от них Сукачев
приобретал для своей галереи только живописные полотна русских художников-современников
п отдельные экземпляры полотен западноевропейских художников.
С искусством Владимир
Платонович был связан с детства. Кроме общения с коллекционерами, встречался и
с художниками. Одна из первых встреч с живым художником, вероятно, состоялась
с живописцем М. И. Песковым во время сеанса, когда молодой чиновник Главного
управления Восточной Сибири писал портрет его отца. Рядом с ним художник
поместил у кресла маленького пятилетнего Володю, будущего основателя картинной
галереи в Иркутске. Портрет П. П. Сукачева с сыном Володей, выполненный
Песковым, появился в 1854 году. Потом о Пескове, уже воспитаннике Петербургской
Академии художеств. Сукачев слышал много. О его удивительном таланте писали
столичные и сибирские газеты, его исторические картины «Воззвание Минина к
нижегородцам», «Кулачный бой при Иване Грозном» и гравюры воспроизводились в популярных
журналах и книгах.
В доме Н. П. Трапезникова,
дедушки Володи Сукачева по материнской линии, было большое собрание фамильных
портретов. Первым по времени здесь появилось изображение плеяды купцов
Трапезниковых — сохранилась копия портрета Петра Дмитриевича, отца Никанора.
Оригинал выполнен еще в конце XVIII века неизвестным автором. Правда, копня
работы художника Калмынина, изготовленная в 1939 году, спустя почти четверть
века после смерти портретируемого, была слабой. П. Д. Трапезников изображен с
мальчиком на руках 3—4-летнего возраста, скорее всего это его сынишка Никанор.
У Трапезниковых служил
экономом Николай Антонович Климов, недурно занимавшийся живописью, самолично
выполнявший портреты семейства Трапезниковых
и сникавший копии с акварелей декабриста Н. А. Бестужева и других художников,
писавший картины и на религиозные темы. В Иркутском музее сохранилось две
работы этого эконома-живописца: «Портрет Н. П. Трапезникова», написанный маслом
в 1847 году (копия с акварели 1841 года П. Бестужева), и полотно религиозного
сюжета «Обручение» 1877 года.
По наследству от Трапезниковых
в качестве свадебного подарка Платону Петровичу Сукачеву и Аграфене
Никаноровне, урожденной Трапезниковой, новобрачным, будущим родителям
Владимира, была преподнесена большая картина «Избрание апостолов» кисти
известного французского художника XVII века Н. Пуссена. Это полотно поступило
в наш музей вместе с коллекцией галереи Сукачева в 1920 году. Работы Бестужева,
несколько семейных портретов купцов Трапезниковых неизвестных авторов, придя
из прошлых поколений, также оказались у их наследника В. П. Сукачева.
Судя по наличию экспонатов,
портретов и картин собрания его деда, все это по наследству перешло к дочери,
затем и к внуку, а уже из его коллекции в 1920 году поступило в музей.
Возможно, не все сохранилось до наших дней, и, вероятно, попало в музей только
немногое. Но и то, что осталось, в большой степени дает представление о раннем
увлечении Сукачева к искусствам. В дополнение к домашней коллекции картин еще
в детстве ему довелось познакомиться с картинными галереями иркутских купцов
Соловьева и Баснина. В галерее С. Ф. Соловьева было много полотен
западноевропейских художников. Вторично, уже в студенческие годы, он встретился
с этой коллекцией в Петербурге, куда владелец доставил их в связи с переездом
в столицу.
Окончательное приобщение к
искусству и страстная любовь к живописи определились у Владимира Платоновича в
студенческие годы, на юридическом факультете Петербургского университета. В
столице было создано так называемое сибирское землячество, куда входили
молодые сибиряки, обучавшиеся в различных учебных заведениях Петербурга, в том
числе и в Академии художеств. Общаясь с ними, Сукачев посещал и мастерские
студентов-художников, академические выставки и аукционы по распродаже
произведений изобразительного искусства.
В это время Сукачев уже начал
создавать в Иркутске картинную галерею. Он думал разместить произведения
искусства не только у себя в жилом доме для украшения, а представить их на
обозрение горожан, приобщить их к искусству и в первую очередь заинтересовать
подрастающее поколение.
На первых порах своего
собирательства Владимир Платонович искал какую-то приемлемую форму показа
полотен. В своем новом отстроенном двухэтажном особняке в усадьбе по Ланинской
улице в 1882 году он демонстрировал и имеющиеся у него ранее картины и новые,
приобретенные совсем недавно в столице, разместив их в двенадцати залах
особняка.
Сначала Сукачев думал показать
свою галерею в музее ВСОРГО, рядом с экспонатами естественно-научного
характера. По его тогдашнему замыслу необходимо было не только создать
подходящие условия подрастающему поколению для изучения науки о природе и жизни,
но и познакомить с духовной культурой человечества. По этому поводу он,
сомневаясь, советовался со своим другом ученым Г. Н. Потаниным.
|