Григорий Николаевич Потанин и
сам плохо представлял себе такое совмещение и на первых порах ничего
определенного не мог посоветовать. Но во время путешествия морем из Петербурга
в Китай, когда ученый начал заниматься комплектованием коллекции нового,
только что построенного после пожара здания музея ВСОРГО, он посетил столичный
ботанический сад и при обмене с Петербургским ботаническим садом писал Сукачеву:
«Растения свои уступаю саду с условием, чтобы из них по экземпляру было
выделено для сибирского университета и музея Восточно-Сибирского отдела.
Последним я разумею тот музей, в который Вы предназначаете свои приношения.
Если же Ваш музей будет учреждение отдельное, то сразу условия можно будет
впоследствии изменить. Точно так же поступлю и с другими коллекциями, которые я
соберу сам лично». В другом письме, отправленном уже из Англии, Потанин выражает
несогласие с Сукачевым насчет совмещения экспозиции предметов естественных наук
с произведениями изобразительного искусства. Он ссылается на неудачный пример
Плимутского музея: «В Плимуте смотрел музей Атенеум... собственно, стыдно бы
плимутцам иметь такой паршивый музей, и я думаю, что мы, сибиряки (или
русские), тоже бы настроили такие учреждения, если бы у той части инициаторов
было побольше простору. Но вся зона помещения Атенеума внушила мне мысль
написать Вам предложение отделить художественную часть от естественно-научной.
Коллекции натуральные пусть поступают в музей Географического общества, а для
художественных произведений нужно устроить особое помещение... А теперь же
пусть будет отдельное учреждение, где первое время Вам полезно быть полным
хозяином».
И Сукачев отказался от мысли
выставлять картины в музее и решил устроить специальную картинную галерею в
Иркутске, отдельную от всех видов экспонатов естественно-научного характера.
Мы не знаем, где и когда
Владимир Платонович начал собирать картины, точно неизвестно, у кого он приобретал
полотна русских художников. Установлены источники покупки лишь некоторых
произведений: например, полотно В. М. Максимова «Бедный ужин» куплено на
аукционе в Петербурге за 1000 рублей при распродаже имущества Г. Головнина.
картина М. А. Кудрявцева «Мальчик с гармоникой» — у Д. В. Стасова, брата
известного художественного и музыкального критика, пейзаж Г. Г. Мясоедова
«Лесной ручей» и работа А. П. Боголюбова «Вид города Аркашоне» («Полдень») была
приобретена на XVIII выставке товарищества передвижных художественных выставок
в 1891 году. По словам сына Сукачева Владимира, полотно И. Е. Репина «Нищая» сибирский
коллекционер приобрел в мастерской художника.
Галерея пополнялась с каждым
годом. Сукачев, как и основатель знаменитой галереи в Москве П. М. Третьяков,
бывая на академических выставках и выставках товарищества передвижников,
наиболее интересующие его полотна приобретал для своей галереи. Сукачеву были
близки взгляды глашатая русского национального искусства, художественного критика
В. В. Стасова, который восторженно отзывался о картинах «Бедный ужин»,
«Мальчик с гармоникой» и других полотнах, приобретенных В. П. Сукачевым.
Известно, что впервые Сукачев
демонстрировал свои картины в 1874 году на выставке в Иркутске, где представил
до тридцати живописных произведений. О дальнейшем показе картин сообщала и
газета «Сибирь»: «В первой половине 80-х годов- В. П. Сукачев в здании музея
устраивал выставку картин русских художников. Тут были произведения
Судковского, Максимова, Орловского и др. Через шесть лет Сукачев повторил эту
выставку, дополнив ее целой серией картин Верещагина, Трутовского, Орловского и
пр.»
Сукачев обладал незаурядным
художественным вкусом, ни он всегда прислушивался к художникам и знатокам: «Я
руководствовался личными симпатиями, проверенными отзывами патентованных
знатоков, причем мое мнение, конечно, отодвигалось на второй план». Для
ознакомления с картинными галереями и художественными музеями Европы Владимир
Платонович стал часто выезжать за границу. Одновременно он изучал там ведение
городского хозяйства.
На первых порах предполагалось
создать галерею только из оригиналов русской живописи. Но, встречаясь
систематически с молодым поколением, особенно на поприще его попечительства над
иркутской мужской гимназией и тесного общения со школой-интернатом для девочек,
которую возглавляла Надежда Владимировна. Сукачев понял, что молодежь не
знакома с классическим искусством. И тогда возникла мысль шире, разнообразнее
представить в галерее произведения живописи. Осуществляя эту задумку, Сукачев в
1900 году за называет копии в музеи Флоренции и Мюнхена.
Копни были выполнены
непосредственно с оригиналов в музеях и заверены печатями известных художественных
хранилищ, где они экспонировались. В условиях Иркутска, далекого
от культурных центров, хорошие копии могли дать настоящее представление о
шедеврах мирового искусства. Так. у Сукачева появились копии с произведении
художников Возрождения (итальянцев: Рафаэля «Мадонна со щегленком» и «Мадонна в
кресле», Аллори — «Юдифь с головой Олоферна»; Дольче — «Одна из жен мироносиц»,
Корреджо — «Рождество». Реии — «Клеопатра» и «Се человек», Сософератто — «Мадонна
с младенцем»: испанцев: Рибейра «Старуха с курицей», Мурильо «Маленькая торговка»
н «Мадонна с младенцем»; фламандца Рубенса — «Елена Фаурмент с сыном»).
Одновременно с картинами на
месте в музеях Сукачев заказывал мастерам-багетчикам точно такие же рамы, как
были в оригиналах. Сейчас мы видим иркутские полотна именно в этом виде.
|