Оригиналы русских художников
проделывали длительный и сложный путь до Иркутска. В то время Иркутск еще не
был связан с Центральной Россией Транссибирской железной дорогой, так как она
еще только начинала сооружаться. Поэтому картины от Петербурга продвигались
сперва по железной дороге, затем на перекладных по Великому сибирскому «ранту.
Под дождем и знойным солнцем, в бурю и тихие дни, в зимнюю снежную метель и
суровые морозы уставшие лошади медленно и осторожно везли тщательно упакованные
картины известных художников. Таким образом в разное время в Иркутск было
доставлено около сотни полотен.
В 1882 году Владимир Платонович закончил строительство
своей усадьбы на горе, на углу улиц Ленинской и 1-й Иерусалимской. На большом
участке естественной березовой рощи, в смешении с хвойными деревьями было
возведено несколько зданий: для себя, для обслуживающего персонала, помещение
бесплатной школы девочек, сооружения под конюшни, склады, подвалы и добротный
двухэтажный деревянный особняк, в котором было отведено двенадцать комнат под
галерею, рабочий кабинет, бильярдную и зимний сад-оранжерею.
К этому времени В. П.
Худояровым были уже написаны четыре фамильных портрета Сукачевых. Все они
одинаковы по размеру и но форме (овальные). Судя по авторским подписям на
полотнах, они датированы 1882 годом и выполнены в Петербурге. Вероятно, создание
их было приурочено ко дню завершения строительства усадьбы в роще на Ленинской
горе и открытию в главном корпусе картинной галереи. Два парных портрета
изображают родителей В. П. Сукачева — Платона Петровича и Аграфену Никаноровну.
По всей видимости, они были воссозданы с каких-то неизвестных нам оригиналов,
так как к этому времени портретируемых уже не было в живых.
Во второй группе парных
портретов представлены владельцы усадьбы — В. П. Сукачев и его жена. Владимиру
Платоновичу в это время было 33 года, Надежде Владимировне — 26 лет.
С В. П. Худояровым. уроженцем
Урала, Сукачев имел близкие контакты. Еще ранее он приобрел у художника для
своей коллекции полюбившиеся ему вещи: жанровую картину «Рыболов» (1876),
полотно на библейский сюжет «Богоматерь у креста», пейзаж «Голландская ферма» и
портрет Александра III. Выполнены они, как и
Сукачевские семейные портреты, в традиционной
академической манере.
Сохранился каталог
произведений сукачевскоп галереи, в котором указаны номера комнат и порядок
размещения экспонатов. Кроме того, у нас имеется альбом фотографий с видами
отдельных интерьеров картинной галереи. В 1949 году альбом был подарен музею
Владимиром Владимировичем Сукачевым. В первом этаже под экспозицию занято пять
комнат, где размещались картины русских и иностранных художников. На втором
этаже под картины отведено семь обширных комнат. Кроме полотен русских и
западноевропейских художников, здесь было показано несколько акварелей,
рисунков и гравюр.
Открытие галереи В. П.
Сукачева явилось для жителей города большим событием. По воскресным дням в
галерею разрешался свободный доступ всем гражданам, а ученики посещали ее по
договоренности с Владимиром Платоновичем в любой день.
В краткой биографии Сукачева,
написанной Владимиром Владимировичем, сообщается: «Стремясь привить
подрастающей молодежи любовь к художественным произведениям, В. П. лично сам
водил своих маленьких друзей по обширным комнатам своего дома, показывая и
объясняя содержание художественных произведений. Собрав довольно обширную по
тому времени коллекцию картин выдающихся русских художников, представленных в
оригиналах, и западных — в копиях, главным образом итальянского Возрождения,
В. П. мечтал со временем построить в Иркутске специальное здание и разместить
в нем собрание произведений искусства, принести их в дар городу».
Многие иркутяне были кровно
заинтересованы в строительстве специального здания музея искусств. В местной
печати тогда появилась статья по этому поводу. Предлагалось даже место для
сооружения музея. Вот одна из заметок под названием «Художественный музей».
«В каждом из учебных заведений
Иркутска преподается курс первоначального рисования, а при Вознесенском
монастыре — открыта даже специальная школа живописи.
Ввиду этого вопрос о
художественном музее сам просится на очередь. Хорошее произведение искусства,
доступное глазу всякого,- это необходимое дополнение ко всякой рациональной
системе преподавания теории изящного. Независимо от этого сколько-нибудь культурный
город и вообще немыслим без хотя бы небольшого, но публичного хранилища
памятников искусства, как культурный человек немыслим без газеты и книги. Было
бы очень желательно, чтобы кто-нибудь взял на себя инициативу в таком деле
обогащения города новым, в высшей степени полезным учреждением.
В Иркутске есть место,
которое, так сказать, само просится под художественный музей: это место — Тихвинская
площадь, которая из года в год отводится под пасхальные балаганы. Если вместо
этих «петрушек», «весельчаков» и т. д. на их месте каким-нибудь чудом вырастет
скромное, но красивое здание, могущее дать приют хотя бы небольшому количеству,
но подлинных произведений известных мастеров пластики, дело культуры вряд ли
проиграло бы,- а Тихвинская площадь только выиграет от этого: в обычное время,
вне пасхи, она довольно так уныло глядит, совсем каким-то пустырем».
Хотя в одном, и самом
обширном, особняке сукачевской усадьбы, как уже говорилось, было отведено под
картины двенадцать комнат. Сукачев не считал это здание подходящим для
экспозиции произведений искусства, он полагал, что это временное место для их
показа. Сукачева не устраивали освещение, отдаленность, а главное, картины
были помещены в деревянном двухэтажном доме, что представляло опасность в
пожарном отношении. Поэтому заветной мечтой Сукачева было построить специальное
здание для галереи, и не на окраине Иркутска, где находилась его усадьба, а в
самом центре города, у Тихвинской площади, на том месте, где сейчас размещается
здание педагогического института.
|