Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 24.11.2024, 06:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Картинная галерея - 6
Имя Третьякова в Москве сделалось историческим, так как этот просвещенный купец поставил целью своей собрать лучшие картины русских художников; в течение многих лет Третьяков сумел создать такую национальную картинную галерею, равной которой трудно найти даже в Западной Европе; Третьяковская галерея, как собрание произведений русских художни­ков,— единственное на Руси. И все это сделали энер­гия, любовь и преданность одного человека.
Вполне своевременно подумать о том, чтобы в Си­бири создать аналогичный музей художественных про­изведений. Уже появляются сибиряки-художники, выда­ющиеся своими способностями; в высшей степени важно собрать их произведения в каком-либо публичном учреж­дении, доступном для всех, где эти произведения слу­жили бы развитию эстетического вкуса и патриотиче­ского чувства местного населения. Желательно создать художественный центр, который дал бы в картинах и статуях  всестороннее  отражение  Сибири.
Еще в былые годы находились люди, жертвовавшие сотни тысяч на учебные заведения и на библиотеку, то неужели не найдется в Сибири человека, который не воодушевился бы задачей создать сибирский музей ис­кусства?
Это тем более настоятельно, что картины сибиряков и на сибирские темы будут расходиться по частным ру­кам и коллекциям, уже навсегда пропадая для общества. Позволим себе обратить внимание всех сибиряков на эту важную задачу и выразить надежду на скорое учреждение сибирского художественного музея».
У автора статьи были чисто местнические цели областнического характера. Он настаивал на устройст­ве музея только сибирского искусства. Сукачев, созда­вая галерею, глядел шире. Он понимал, что худож­ники-сибиряки (если не считать В. И. Сурикова) к то­му времени не создали выдающихся произведений, и коллекционировал полотна ведущих русских художни­ков второй половины XIX века, у которых могло бы учиться подрастающее поколение сибиряков.
Покинув Иркутск, Сукачев периодически наезжал сюда. В 1910 году он был в родном городе в последний раз.
Для ведения дел и надзора за картинной галереей он оставил своего доверенного, который ревностно со­хранял ценную коллекцию. Галерея приобретала все большую популярность не только в городе, но и за пре­делами его.
Художник-искусствовед А. Н. Турунов писал в письме к автору этой книги: «Я хорошо помню первое посещение галереи Сукачева, кажется, в 1910 году, когда она находилась в большом деревянном доме где-то на окраинных улицах Иркутска, позади духовной семинарии, в так называемой даче Сукачева. Я был еще школьником и присоединился к экскурсиям студен­тов-иркутян. Многие картины меня поразили и запом­нились навсегда: «Нищая» Репина, «Бедный ужин» Максимова и особенно «Крымский пейзаж» Лагорио. Колористические достоинства последней картины вре­зались в память надолго. По тому времени это было ценнейшее собрание картин   в   Иркутске, но мало известное широкой публике» .
Сукачев часто предоставлял фонды своего собрания на   выставки частных собраний граждан города. Впер­вые он показал свои картины в 1874 году на первой и довольно-таки значительной такой выставке, а в 1890 году — на выставке, устроенной иркутским бла­готворительным обществом, из 118 представленных жителями города произведений сукачевских картин было 62.
В 1903 году в Иркутске состоялась первая в Сибири петербургская передвижная художественная выставка. Владимир Платонович экспонировал на ней копии с кар­тин мастеров Возрождения, только что прибывшие из-за границы, выполненные по его заказу в музеях Евро­пы.
Обзору этой выставки и художественной жизни Си­бири вообще посвящено было иллюстрированное прило­жение к газете «Сибирская жизнь», выходившей в Томске. Кроме того, в большой статье «Живопись в Сибири» говорилось и о частных собраниях картин, и о сибирских выставках. Давалась и характеристика картинной галереи Сукачева: «В позднейшее время большое собрание картин составил В. П. Сукачев, быв­ший иркутский голова. Она до сих пор находится в до­ме г. Сукачева в Иркутске. В этом собрании до 70 кар­тин. В нем есть вещи Судковского, Бронникова, Ма­ковского, Сверчкова, Репина, Богданова-Бельского и др. Г. Сукачев намерен основать в Иркутске картин­ную галерею, для которой, пользуясь своими загранич­ными поездками, он заказывал копии с старинных ма­стеров, как, например. Рубенса, Гвидо Рени, Леонардо да Винчи и др.
Художественные выставки начались в Сибири не ранее половины семидесятых годов. Первая была уст­роена в Иркутске, она главным   образом   состояла из картин из собрания г. Сукачева: позже в Иркутске была устроена и другая выставка».
В газете была и вторая статья почти такого же на­правления под названием «По поводу передвижной выставки в Сибири», автор которой тоже не забыл упомянуть о коллекции Сукачева: «К составу перед­вижной выставки относятся также следующие отделы: коллекция первоклассных офортов Матэ... и несколько знаменитых русских писателей и гравюры с известных картин Васнецова, Мурильо, Месонье, коллекция хороших копий с картин старинных мастеров, находящихся в Мюнхенской Пинакотеке и в музее палаццо Питти во Флоренции, составляющие собственность В. П. Сукаче­ва, который, как мы слышала, намерен выстроить от­дельное здание для своего собрания картин в Иркутске и создать таким образом первую в Сибири общедоступ­ную картинную галерею; среди этих копий мы нахо­дим из испанской школы Муфильо и Рибейру, пред­ставленных, впрочем, не наиболее из прославленных картинами на религиозные темы, в первой «Девочка с фруктами», второй «Старуха с курицей на руках»: из фламандской школы встречаем Рубенса «Портрет Елены Фаурмент» (жены художника): из итальянских же «Клеопатру» Гвидо Рени и «Юдифь» Аллори».
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1963 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>