Имя Третьякова в Москве
сделалось историческим, так как этот просвещенный купец поставил целью своей
собрать лучшие картины русских художников; в течение многих лет Третьяков сумел
создать такую национальную картинную галерею, равной которой трудно найти даже
в Западной Европе; Третьяковская галерея, как собрание произведений русских
художников,— единственное на Руси. И все это сделали энергия, любовь и
преданность одного человека.
Вполне своевременно подумать о
том, чтобы в Сибири создать аналогичный музей художественных произведений.
Уже появляются сибиряки-художники, выдающиеся своими способностями; в высшей
степени важно собрать их произведения в каком-либо публичном учреждении,
доступном для всех, где эти произведения служили бы развитию эстетического
вкуса и патриотического чувства местного населения. Желательно создать
художественный центр, который дал бы в картинах и статуях всестороннее
отражение Сибири.
Еще в былые годы находились
люди, жертвовавшие сотни тысяч на учебные заведения и на библиотеку, то неужели
не найдется в Сибири человека, который не воодушевился бы задачей создать
сибирский музей искусства?
Это тем более настоятельно,
что картины сибиряков и на сибирские темы будут расходиться по частным рукам и
коллекциям, уже навсегда пропадая для общества. Позволим себе обратить внимание
всех сибиряков на эту важную задачу и выразить надежду на скорое учреждение
сибирского художественного музея».
У автора статьи были чисто
местнические цели областнического характера. Он настаивал на устройстве музея
только сибирского искусства. Сукачев, создавая галерею, глядел шире. Он
понимал, что художники-сибиряки (если не считать В. И. Сурикова) к тому
времени не создали выдающихся произведений, и коллекционировал полотна ведущих
русских художников второй половины XIX века, у которых могло бы учиться
подрастающее поколение сибиряков.
Покинув Иркутск, Сукачев
периодически наезжал сюда. В 1910 году он был в родном городе в последний раз.
Для ведения дел и надзора за
картинной галереей он оставил своего доверенного, который ревностно сохранял
ценную коллекцию. Галерея приобретала все большую популярность не только в
городе, но и за пределами его.
Художник-искусствовед А. Н.
Турунов писал в письме к автору этой книги: «Я хорошо помню первое посещение
галереи Сукачева, кажется, в 1910 году, когда она находилась в большом
деревянном доме где-то на окраинных улицах Иркутска, позади духовной семинарии,
в так называемой даче Сукачева. Я был еще школьником и присоединился к экскурсиям
студентов-иркутян. Многие картины меня поразили и запомнились навсегда:
«Нищая» Репина, «Бедный ужин» Максимова и особенно «Крымский пейзаж» Лагорио.
Колористические достоинства последней картины врезались в память надолго. По
тому времени это было ценнейшее собрание картин в
Иркутске, но мало известное широкой публике» .
Сукачев часто предоставлял
фонды своего собрания на выставки частных
собраний граждан города. Впервые он показал свои картины в 1874 году на первой
и довольно-таки значительной такой выставке, а в 1890 году — на выставке,
устроенной иркутским благотворительным обществом, из 118 представленных
жителями города произведений сукачевских картин было 62.
В 1903 году в Иркутске
состоялась первая в Сибири петербургская передвижная художественная выставка.
Владимир Платонович экспонировал на ней копии с картин мастеров Возрождения,
только что прибывшие из-за границы, выполненные по его заказу в музеях Европы.
Обзору этой выставки и
художественной жизни Сибири вообще посвящено было иллюстрированное приложение
к газете «Сибирская жизнь», выходившей в Томске. Кроме того, в большой статье
«Живопись в Сибири» говорилось и о частных собраниях картин, и о сибирских
выставках. Давалась и характеристика картинной галереи Сукачева: «В позднейшее
время большое собрание картин составил В. П. Сукачев, бывший иркутский голова.
Она до сих пор находится в доме г. Сукачева в Иркутске. В этом собрании до 70
картин. В нем есть вещи Судковского, Бронникова, Маковского, Сверчкова,
Репина, Богданова-Бельского и др. Г. Сукачев намерен основать в Иркутске картинную
галерею, для которой, пользуясь своими заграничными поездками, он заказывал
копии с старинных мастеров, как, например. Рубенса, Гвидо Рени, Леонардо да Винчи
и др.
Художественные выставки
начались в Сибири не ранее половины семидесятых годов. Первая была устроена в
Иркутске, она главным образом состояла из картин из собрания г. Сукачева:
позже в Иркутске была устроена и другая выставка».
В газете была и вторая статья
почти такого же направления под названием «По поводу передвижной выставки в
Сибири», автор которой тоже не забыл упомянуть о коллекции Сукачева: «К составу
передвижной выставки относятся также следующие отделы: коллекция первоклассных
офортов Матэ... и несколько знаменитых русских писателей и гравюры с известных
картин Васнецова, Мурильо, Месонье, коллекция хороших копий с картин старинных
мастеров, находящихся в Мюнхенской Пинакотеке и в музее палаццо Питти во Флоренции,
составляющие собственность В. П. Сукачева, который, как мы слышала, намерен
выстроить отдельное здание для своего собрания картин в Иркутске и создать
таким образом первую в Сибири общедоступную картинную галерею; среди этих
копий мы находим из испанской школы Муфильо и Рибейру, представленных,
впрочем, не наиболее из прославленных картинами на религиозные темы, в первой
«Девочка с фруктами», второй «Старуха с курицей на руках»: из фламандской школы
встречаем Рубенса «Портрет Елены Фаурмент» (жены художника): из итальянских же
«Клеопатру» Гвидо Рени и «Юдифь» Аллори».
|