В начале нашего столетия в
Иркутске стали чаще устраиваться смешанные художественные выставки, где
показывались работы не только местных художников, но привлекались произведения
из частных собраний, в том числе из коллекции В. П. Сукачева. Художник К. И.
Померанцев, будучи воспитанником иркутской школы А. Ф. Лытнева. писал о
посещении такой выставки: «Впервые я там был с художником А. Ф. Лытневым... Это
было в 1905 году. В 1904 году Сукачев показывал часть своих приобретений на выставке
во Власьевском переулке: Аллори «Юдифь с головой Олоферна», Рубенс и еще что-то.
Тогда же там же участвовал на выставке Шешунов (у него были серьезные
пейзажи). Были и еще работы из Москвы. Между прочим, «Отдых» — небольшая
картинка, изображающая молодую художницу с палитрой...
Собрание картин Сукачева
находилось на Ленинской улице. Доступ туда был в какие-то дни недели и по согласованию
в общие дни. Картины стояли прямо в жилых комнатах. Это не была отдельная
галерея, никакого вожатого не было. Жизнь шла обычно, в ней смотрелись и
картины. Оттуда впоследствии картины были вывезены, но они уже были сложены на
веранде на специальных стенках».
По воспоминаниям старожилов,
архивным документам и публикациям в печати известно, что галерея Сукачева
пользовалась популярностью даже у зарубежных гостей. Так, побывавший в 1897
году в Иркутске французский профессор из Бордо Жюль Легар в книге «По Сибири»,
изданной в Париже в 1899 г.,
писал: «7 июля я познакомился с местным городским головой г. Сукачевым. Он
элегантный сибиряк, с которым знакомы наши многие парижане. Но, вероятно,
очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является
одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, т. к. во все время
путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея
почти исключительно русская: это — патриотизм, который я очень ценю. Она
состоит из пейзажей, морских видов и видов Крыма, этой дивной страны, которая
так тянет к себе русских... Картины эти производят большое впечатление своим
истинным колоритом и изяществом изумительных контуров».
Сибирские ученые и писатели
приветствовали доброе, дело коллекционирования Сукачевым картин, поскольку считали,
что это принесет значительную пользу воспитанию у сибиряков любви к прекрасному.
Характерно в этом смысле письмо Сукачеву Д. А. Клеменца, написанное из Кяхты в
1894 году: «Всем ясна Ваша мысль, что, приобретая картины русской школы, Вы
преследуете тут и общественно-воспитательную цель, не одну личную любовь к искусству.
Потомство скажет Вам спасибо за это».
Подобных отзывов о галерее
Сукачева много — и письменных, и особенно устных.
После отъезда Сукачева с
письменного или телеграфного разрешения владельца картины иногда представлялись
на различные благотворительные выставки, устраиваемые в Иркутске, да и в самой
галерее отводились специальные дни для массового доступа в нее с привлечением
экспонатов из других источников города. В газетах того времени можно было
встретить объявление: «Анонс. К открытию галереи В. П. Сукачева. В галерее
будет выставлена статуя «Иван Грозный» работы известного скульптора
Антокольского». (Это произведение было временно взято для экспозиции из
иркутской мужской гимназии, которой еще в 1876 году подарил видный иркутский
золотопромышленник А. М. Сибиряков.)
Сохранилась афиша такого
содержания:
Общество «Иркутские
общедоступные курсы» Картинная галерея
В. П. Сукачева (Ланинская ул. д. Сукачева) открыта для посещения публики 14, 15 и 16 февраля 1914
года с 11 по 4 дня. Галерея пополнена еще другими, не бывшими в минувшем 1913 г. ценными картинами.
Сбор предназначен на усиление средств «Иркутские общедоступные курсы». Плата за
вход с сохранением верхнего платья — 30 коп., с учащихся и детей низших чинов — 10 коп.
Спустя еще год в печати появилась
еще одна информация о демонстрации полотен: «Выставка картинной галереи
Сукачева будет открыта сегодня вторично. В прошлое воскресенье ее посетило 100
человек. Выставка устраивается Обществом общедоступных курсов, сбор поступает в
пользу названного общества помощи войны».
Следует заметить, что это
происходило при небольшой численности населения Иркутска того времени и
отдаленности галереи от центра!
Установлено, что деятельность
сукачевской галереи продолжалась и в период империалистической войны. Сборы от
населения шли на усиление средств общедоступных курсов или в пользу раненых на
фронтах. Но это длилось недолго.
Доверенным Сукачев сделал
Николая Ивановича Глушкова, который ранее, в управе, был помощником городского
головы, и Владимир Платонович хорошо знал деловые его качества. И. Николай
Иванович с полной отдачей сил и энергии выполнял свои обязанности. Но недолго
довелось ему быть доверенным. В 1905 году он. разбитый параличом, отошел от
дел.
Нам неизвестно имя следующего
доверенного картинной галереи, назначенного Сукачевым после Глушкова, но есть
сведения, что новый доверенный с вступлением частей Красной Армии вместе с
бежавшими из города белыми и интервентами покинул Иркутск и галерея Сукачева
была брошена на произвол судьбы.
Картинная галерея Сукачева
пришла в упадок. Только чудом она сохранилась и была спасена от расхищения
вмешательством и энергичными мерами местного общества художников и ревкома.
|