НАСЛЕДИЕ
Сейчас немногим из иркутян
известны деяния В. И. Сукачева как городского головы, почти никто не ведает и о
том, что девять лет он был председателем Восточно-Сибирского отдела Русского
географического общества, но очень многие знают об Иркутском областном музее и
о том, что основой его явилась картинная галерея, созданная Владимиром
Платоновичем Сукачевым. Она почти в полном объеме сохранилась до наших дней,
за исключением двух-трех незначительных вещей, которые по различным причинам
были утеряны или похищены в первые годы Советской власти.
Отзвуки революции не сразу
дошли до Иркутска. Здесь еще продолжалась ожесточенная борьба за власть
Советов, и только на рубеже 1917—1918 годов она была установлена.
Но Советы в городе
просуществовали недолго. Уже через полгода после тяжелых сражений народная
власть пала, и с июля 1918 до января 1920 года здесь господствовали интервенты
и белогвардейцы.
Галерея Сукачева все это время
была безнадзорной и влачила жалкое существование. Картины в беспорядке висели
на стенах, валялись на полу, за ними не было никакого надзора. Только чудом
полотна уцелели в галерее. Вероятно, кто-то из оставшегося подсобного персонала,
проживавшего в усадьбе Сукачева, присматривал за покинутой на произвол судьбы
картинной галереей.
С окончательным установлением
Советской власти в Иркутске в январе 1920 года пришлось столкнуться и с таким
событием: один из военнослужащих-интернационалистов сообщил в ревком о том,
что по мирной договоренности с Советами в отходивший на восток воинский
эшелон с белочехами была погружена одна из картин галереи Сукачева.
По распоряжению ревкома
отправка поезда была срочно задержана, было решено с представителем местного
общества художников осмотреть эшелон. Но картины в вагоне не оказалось, хотя
солдат-интернационалист утверждал, что своими глазами видел, как грузили
полотно в поезд, а в какой вагон — этого он сказать не мог. Пошли вторично и
уже тщательнее осмотрели все вагоны. Ведь картина не иголка, тем более что она
значительных габаритов. Но и теперь не нашли. Тогда старший представитель группы ревкома
вошел в офицерский салон белочехов объяснить, что произошло досадное недоразумение,
и принести свои извинения за задержку поезда. Офицеры почтительно приподнялись
с мест, скатерть на столе сдвинулась, и обнаружилась картина. Полотно лежало на
столешнице и было замаскировано белоснежной скатертью, на которой стояли
бутылки с вином и недопитые рюмки, а также стаканы с чаем. Обнаруженная картина
была немедленно изъята. Стакан с горячим чаем в одном месте расплавил покрывавший
ее лак, до сих пор остался след расплавленного лака — сохранилась часть круга
на правой руке Христа, хотя он еле заметен. Реставраторы сумели заделать
зиявший на картине прорыв полотна штыком. Так было спасено полотно известного
французского художника XVII века Никола Пуссена «Избрание апостолов».
Похищение картины из
безнадзорной галереи Сукачева насторожило ревком, были приняты меры к национализации
картинной галереи. В протоколе Иркутского губоно от 13 февраля 1920 года
записано: «Произвести опись галереи Сукачева и дать заключение о ее состоянии
и о том, найдется ли для нее в городе подходящее помещение. В связи с
последним посмотреть помещение бывш. Второва и дать<...> заключение о
пригодности его для галереи Сукачева».
Дом Второва для размещения
галереи не подошел, и было выбрано здание, ранее занимаемое магазином Мерецкого
на Пестеревской улице (сейчас здание магазина «Детский мир» на улице
Урицкбго), имеющее два этажа и большие светлые залы. 21 февраля 1920 года
Иркутский губком постановил: «Сукачевская галерея национализируется, все ее
имущество передается в распоряжение губернского отдела народного образования».
Все экспонаты из усадьбы Сукачева были
перевезены лошадьми и бережно разгружены в подготовленные залы бывшего магазина
Мерецкого. К 3-й годовщине Октября здесь уже была открыта экспозиция.
Но в 1923 году это здание
передается под универсальный магазин, а картинную галерею размещают па втором
этаже двухэтажного каменного дома на улице Халтурина, № 1. в бывшем особняке
купца Файнберга. В этом здании галереей был занят весь второй этаж, а в первом
располагался отдел природы краеведческого музея.
Галерея быстро пополнялась.
Если в 1920 году было национализировано всего 87 картин Сукачева, то в 1923
году стало 323, а к 1936 году - 2220 произведений живописи, скульптуры, графики
и предметов декоративно-прикладного искусства (в наши дни в музее хранится
около 17 тысяч экспонатов).
Сразу после национализации в
галерею поступили: ценнейшая шпалера русской работы XVIII века с картины
Ван-Дейка «Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортоп» и портрет Г. Р. Державина
кисти С. Тончи - из бывшего генерал-губернаторского дома: два портрета кисти К.
Е. Маковского — генерал-губернаторов Восточной Сибири Н. Н.
Муравьева-Амурского (1864) и Н. П. Синельникова (1874),- из Общественного собрания
(сейчас театр Музыкальной комедии); мраморная скульптура М. М. Антокольского
«Иван Грозный», три картины И. К. Айвазовского и несколько полотен западноевропейских
художников из мужской гимназии и т. д. В том же двадцатом году прибывший из
Екатеринбурга эшелон привез богатую, реквизированную у Л. И. Вишневецкого
«уральскую коллекцию» картин художника В. Г. Казанцева и других авторов.
Постановлением Совнаркома в
1936 году галерея была выделена из состава Краеведческого музея в самостоятельный
Иркутский областной художественный музей.
|